Режиссер:
Гаспар Ноэ. Сценарист, оператор и монтажёр: Гаспар Ноэ.
В главных ролях: Моника Белуччи, Венсан Кассель. В ролях: Альбер Дюпонтель, Жо Престия, Филип Наон, Стефан Дрюо.
Награды:
2002 — Бронзовая награда — (Stockholm Film Festival)
2003 — Лучший фильм на иностранном языке — (San Diego Film Critics Society Awards)
В 2002 году был номинирован на золотую пальмовую ветвь..
Интересные факты о фильме:
Все сцены фильма сняты единым дублем, без монтажных склеек, с ипользованием камеры Super 16 — а для некоторых Ноэ использовал самую маленькую 16-милиметровую камеру, так называемую "минима". Каждую из сцен продолжительностью от трёх до 20 минут снимали от 5 до 15 раз. В некоторых моментах всё же присуствуют невидимые глазом компьютерные монтажные склейки.
Перед началом съёмок у Гаспара Ноэ было около трёх страниц текста в качестве сценария, так что большая часть диалогов в фильме были импровизациями.
Сцена изнасилования снималась раз за разом, и единственное ограничение, которое Ноэ ставил перед актёрами — что сцена не должна быть больше 20 минут. За две ночи Моника Белуччи и Жо Престия сыграли эту сцену в общей сложности 6 раз. По словам Белуччи, самым простым для неё был первый дубль, потому что во всех остальных она уже знала, что должно случиться, и было очень сложно не демонстрировать этого в инстинктивных защитных движениях.
Поскольку по ходу съёмки сцены было невозможно добавлять грим в качестве приобретаемых атёрами по ходу сцены повреждений (из-за того, что все сцены снимались одним дублем, без пауз), кровь на лице Белуччи в сцене изнасилования, и повреждения лица гомосексуалиста в сцене в баре "Прямая кишка" были добавлены позже с помощью компьютерной графики. Так же были добавлены видимые в сцене изнасилования гениталии насильника.
В середине сцены на вечеринке Венсана Касселя спрашивают, как его имя, и он по ошибке говорит "Венсан" (вместо имени его первонажа "Маркус"), но тут же спохватывается и говорит "шутка", так что Ноэ не пришлось переснимать этот длинный и сложный дубль.
По оценке журнала Newsweek этот фильм поставил рекорд по числу людей, которые ушли из кинозала. В действительности в ряде сцен (особенно в начале фильма) режиссёр добавил в качестве фона к изображению низкочастотные шумы, какие бывают при землетрясениях. В сочетании с вертящейся волчком качерой этот звук вызывал тошноту и головокружение, так что уходящие из зала зрители — именно тот эффект, которого рассчитывал достичь Ноэ. На французском релизе ДВД даже специально указывалось, что из 2400 зрителей на премьере в Каннах зал покинули 200.
Сцена в баре "Прямая кишка" снималась в реальном глубе для гомосексуалистов в Париже (название и адрес клуба были изменены). Клуб располагается на огромной площади в системе подвалов трёх разных зданий, так что у многих членов съёмочной группы были приступы клаустрофобии во время съёмок.
Опасаясь, что он будет назван гомофобом, Гаспар Ноэ после съёмок пришёл в тот же бар для голубых и снял себя в камео мастурбирующего педераста, а затем компьютерно вклеил это в сцену.
В сцене изнасилования стены перехода была покрашены в красный цвет, а на пол были положены резиновые маты, покрашенные под бетон.
Книга, которую читает Алекс в финальной сцене фильма — "An Experiment With Time" Джей Дабл-ю Данна.Версия для печати
Конечно, Гаспару Ноэ следует сказать "спасибо" за эту картину вне зависимости от того, сколько народу ушло с премьеры. Потому что это прекрасный кино-эксперимент, напоминающий ту эпоху в мировом кино, когда люди думали, что их самовыражение интересно кому-то, кроме их психиатра, и умудрялись открывать для кино новые горизонты, сидя на толчке, во время страшного запора (с).
Ноэ ставит эксперимент сразу в нескольких плоскостях. Во-первых, он снимает фильм в реверсивной фабулой (то есть отматывая эпизоды картины в обратном порядке, как, например, в "Мементо"), назвав свой фильм "Нереверсируемое" (поскольку это слово в качестве названия было бы слишком неподъёмным для русскоязычных людей, мы все смотрели картину под странноватым именем "Необратимость"). Во-вторых, Ноэ снимает картину сам (как оператор), и все эпизоды фильма снимает одним дублем (внимательный читатель, конечно, не пропустит факты о фильме, и знает, что в кадре всё же присутствуют невидимые глазом монтажные склейки — но это не так важно, потому что для актёров условный принцип "игры одним дублем" был сохранён). В сочетании с почти полным отсутствием сценария и импровизированными диалогами, это создавало своего рода "свободное кинопространство" для самовыражения актёров, которые должны были переживать эпизод из жизни персонажей в максимально приближённых к этому условиях. И в-третьих, Ноэ снял все это то дрожащей, то крутящейся волчком камерой, добавив на фоне низкочастотные шумы, что по задумке должно был вызывать у зрителей тошноту и головокружение.
Думается мне, могут быть разные мнения, но едва ли — серьёзные претензии к тому, КАК всё это снято. Меня, к примеру, эта вращающаяся камера, особенно в первых эпизодах, безумно раздражала, но я не стану спорить с тем, что это создаёт специфическую атмосферу, и уж точно имеет право на жизнь, как оригинальная киноформа. Но вот к тому, ЧТО снято — действительно возникают вопросы.
"Необратимость" — это история жестокого изнасилования и бессмысленной и беспощадной мести за него — история неплохая, однако набор эпизодов и их расположение вызывают устойчивую уверенность, что "чукча не читатель, чукча писатель". То есть, "Ноэ не сценарист, Ноэ оператор". В сущности, главная сюжетная интрига картины, главный, так сказать, твист — о том, что человек, которого спойлер — это на самом деле не тот, который спойлер — нам раскрываются приблизительно в середине фильма, и дальше смотреть уже, скажем прямо, откровенно неинтересно. То есть — после такого начала и ударной середины ждёшь какой-то ошеломляющей концовки — а оказывается, что концовка уже была в середине фильма, и всё, дальше ничего не будет, лишь пастораль из жизни французского среднего класса.
Ноэ пытается показать нам ужасы парижского андеграунда, ментальный разрыв между "буржуа", гуляющими на вечеринках с непременным коксом и сексуальной развращённостью, и "морлоками", живущими в мире проституток, и клубов "прямая кишка", добавив в картину в качестве перцу экстремального насилия, однако делает это, скажем прямо, через жопу. Если эпизоды фильма расположить хронологически правильно — то получится очень неплохой, внятный сценарий, где начальные сцены будут отведены под "сет-ап", потом последуют неглупые забавные диалоги, середина поразит нас знаменитой сценой изнасилования, а концовка шокирует клубом "прямая кишка". В той же подаче, которую эксперимента ради выбрал Ноэ, самый сильный и поражающий воображение эпизод оказывается в самом начале (здесь и далее под "стартовой сценой" я буду понимать эпизод в клубе для голубых, а не диалог двух педофилов о течении времени). После того, как спойлер размозжил спойлер спойлеру при помощи спойлера — всё остальное в картине воспринимается уже на пониженной громкости. Сцена изнасилования (извращённого! извращённого изнасилования!!!) кажется сильно перехваленной, а после неё ты и вовсе начинаешь засыпать.
У Лёши Нгоо есть любимая байка — о том, как Терри Гиллиам вырезал из "Братьев Гримм" самый дорогостоящий эпизод, потому что он был слишком ярким, и после него весь остальной фильм уже не смотрелся. Не знаю, насколько это правда, но если это так — тогда у Гиллиама хватило ума на то, на что не хватило ума у Гаспара Ноэ. В итоге — "необратимость", конечно, шокирует, и производит ошеломляющее впечатление, но только отдельными кусками. Целиком, как произведение искусства, фильм вообще не воспринимается, или, по крайней мере, не воспринимается так, как должен бы. Гаспару Ноэ следовало бы, конечно, перед началом съёмок подучить матчасть, и посмотреть, как Ноланы справляются с задачей в "Мементо" — не идеально, пожалуй, но качественно, и ясно понимая все сильные и все слабые стороны реверсивной подачи. Но он не стал заморачиваться.
Так или иначе — а в моей персональной киновселенной эта картина занимается значительное место. Благодаря, естественно, всё тем же двум эпизодам — уже вошедшим, так сказать, в аналы. И Ноэ запомнился мне, как небесталанный чукча. Но увы — не читатель ни секунды.