Режиссер:
Витторио Де Сика. Сценарий: Чезаре Дзаваттини, Сузо Чеччи Д'Амико, Оресте Бьянколи, Адольфо Франци, Джерардо Гуеррьери (по роману Луиджи Бартолини), Оператор: Карло Монтуори, Композитор: Алессандро Чиконини.
В главных ролях: Ламберто Маджиорани, Энцо Стаиола. В ролях: Лианелла Карелл, Джино Сальтамерендо, Витторио Антонуччи.
Награды: Оскар — почетный "Оскар". BAFTA — лучший фильм. Bodil Awards — лучший европейский фильм. Cinema Writers Circle Awards, Spain — лучший иностранный фильм. "Золотой глобус" — лучший иностранный фильм. Синдикат итальянских кинокритиков — лучший фильм, режиссер, оператор, сценарий, сюжет, композитор. Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм. МКФ в Локарно — специальный приз жюри. National Board of Review, USA — лучший фильм, лучший режиссер. New York Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм..
Интересные факты о фильме:
По традиции неорелизма, актеры были найдены на улице. Витторио Де Сика говорил, что выбирал актеров на роли Антонио и его сына по походке.
После съемок в фильме Ламберто Маджиоране не мог найти себе работу. Его реальная жизнь оказалась калькой с жизни персонажа.
Продюсером этого фильма мог стать знаменитый Дэвид Селзник. Он предлагал на главную роль Кэри Гранта. Де Сика предпочитал Генри Фонду, но в конечном итоге решил сделать ставку на непрофессиональных актеров.Версия для печати
Этот фильм прописан во всех киносправочниках как безусловный шедевр. И как это ни прискорбно сознавать… такая оценка абсолютно правомерна. Полагаю, что фильм Витторио Де Сики особенно актуален именно сейчас, в эпоху тотального упрощения и примитивизации кинематографа. Да, "Похитители велосипедов" фильм чрезвычайно простой, но это не та "простота, которая хуже воровства" и которая свойственна подавлющему большинству современных кинолент (особенно это касается насквозь фальшивой и придуманной драмы Алексея Попогребского "Простые вещи", где, кажется, даже название намеренно упрощено — от "прописных истин" до "простых вещей"). Фильм Де Сики сделан с исключительным мастерством, причем сюжетная фабула умещается в одно предложение: во времена послевоенной разрухи, когда столь сложно было найти человеку работу, Антонио Риччи устраивается работу расклейщиком афиш, но в первый же день у него крадут велосипед, без которого работать невозможно. Весь следующий день Риччи носится вместе со своим малолетним сыном по Риму и пытается разыскать вора. Без труда можно заметить, что перед нами классическая трагедия "маленького" человека. Хотя фильм снят по роману Луиджи Бартолини, для наглядности можно взять "Шинель" Н.В.Гоголя. По сути, у Де Сики нет язвительной и унизительной для героя преамбулы "Шинели", режиссер переходит сразу к делу — к похищению шинели, то бишь, велосипеда. Поначалу может сложиться впечатление, что режиссер идеализирует своего героя, рисует исключительно положительный и благородный образ, но по мере того, как у Риччи нарастает отчаяние, его поступки становятся резкими и отнюдь непохвальными. Например, он отвешивает своему сыну оплеухи, и т.д. Соль фильма в том, что Де Сике удается поддерживать напряжение на протяжении всего фильма. Это триллер! Ты искренне сопережеваешь герою фильма и даже с каким-то ужасом ждешь развязки, которая (и это хорошо чувствуется по общей, предельно реалистической интонации фильма) не может быть счастливой.
Если бы в свое время не появилось свежее течение — неореализм, то, возможно, кинематограф так бы и подох, задохнулся под ворохом однообразных комедий, вестернов и мелодрам, изжившего себя нуара. Сейчас принято относиться к неореализму с иронией, но я думаю, что современных режиссеров и продюсеров (особенно российских) надо принудительно водить на показы Росселлини, Де Сики, Висконти, а после сеанса пинками выталкивать на улицу и заставлять беседовать с людьми. Может, тогда в наших фильмах появится хоть малая толика реальных драматических коллизий, а не квазиреальных, которые мы постоянно видим на экранах в мелодрамах типа "12" или "Простые вещи" (причем, эти два фильма являются антиподами. В первом есть какое-то подобие условного драматизма, но нет живых людей, а во втором есть какое-то подобие живых людей, но нет ни капли драматизма).