Режиссер:
Стенли Кубрик. Сценарий: Стенли Кубрик (по одноименному роману Энтони Берджесса), Оператор: Джон Олкотт, Композиторы: Венди Карлос, Рэйчел Элкинд, Эдвард Элгар.
В главных ролях: Малькольм Макдауэлл. В ролях: Патрик Маджи, Майкл Бейтс, Уоррен Кларк, Джон Клив.
Награды: Hugo Awards — лучший драматический фильм в жанре фантастики. Синдикат итальянских кинокритиков — лучший режиссер иностранного фильма (приз "Серебряная лента"). Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм. New York Film Critics Circle Awards — лучший фильм, лучший режиссер..
Интересные факты о фильме:
Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
Роман Берджеса Кубрику принес Терри Саутерн, соавтор сценария к фильму "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". Вместо "Апельсина" Кубрик собирался вообще-то снимать фильм про Наполеона.
Во время съемок Макдауэллу поцарапали роговицу глаза, и он временно ослеп. Когда снимали сцену, в которой Алекс проходит "экзамен" перед выходом на волю, актеру сломали ребра. Кроме того, он чуть не утонул в ванне в лесу, в которой его героя топили бывшие дружки (специальный дыхательный аппарат неожиданно поломался).
Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
Скульптуры для бара "Молочная корова" сделал скульптор Аллен Джонс. Кроме того, в "Корове" на стенах висит множество картин. Одна из них, изображающая голую женщину, появится позже в фильме "Сияние".
Роль Алекса предлагали актерам Тиму Карри и Джереми Айронсу.
Поначалу предполагалось, что экранизировать роман будет Кен Рассел, так как его стиль казался наиболее подходящим (он даже нашел актера на гл.роль — Оливера Рида). Берджесс не был рад, когда за работу взялся Кубрик, но конечным результатом остался в высшей степени доволен, хотя и признавал с тоскою в голосе, что успех фильма сделал "Заводной апельсин" самым известным его произведением, тогда как остальные романы ушли в тень.
А также была идея пригласить в качестве постановщика Тинто Брасса...
Стенли Кубрик попросил группу "Пинк Флойд" продать права на их песню "Atom Heart Mother". Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома "Atom Heart Mother".
"Заводной апельсин" является одним из двух фильмов, которые имели рейтинг "Х", но были номинированы на "Оскар" в номинации "Лучший фильм". Другим таким фильмом был "Полуночный ковбой" (1969).
Кубрик отозвал фильм из британского кинопроката, поскольку ему не понравились отзывы критики и цензуры, которые сочли фильм "слишком жестоким". "Британия увидит мой фильм в кинозалах только после моей смерти", — сказал Кубрик. Так, в общем, и случилось. Однако супруга Кубрика, Кристиана, называет другую причину: мол, семья Кубриков получила несколько писем, в которых грозили смертью, если Кубрик оставит фильм в британском прокате. Кстати, в начале 90-х известный лондонский клуб "Скала" показал фильм без разрешения Кубрика или "Warner Brothers". Кубрик уговорил кинокомпанию подать иск. Суд был выигран, а киноклуб в 1993 году разорился и был закрыт.
"Заводной апельсин" — первый фильм, в котором звук записан в формате "Dolby".
Насчет происхождения названия книги и, соответственно, фильма, бытуют различные мнения. Известно, что Берджесс в 40-х годах жил в Малайзии. В этой стране словом "orange" обозначается "человек, мужчина". Кроме того, это производная от "орангутанга". А словосочетанием "a clockwork fruit" в Англии обозначается игральный автомат, носящий в Америке и России название "однорукий бандит".
Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
Тачка, которую угнал Алекс со своими droogs, называется "Adams Probe 16". Всего были выпущены три такие машины.
В музыкальном магазе на стене висит Топ-лист популярных групп. Одна из групп называется "Heaven Seventeen". В реальности, эта группа появилась только в 80-х годах. Версия для печати
Надо обладать воистину нечеловеческой фантазией, чтобы трансформировать пусть и гротескный, но достаточно традиционный роман Энтони Берджеса "Заводной апельсин" в такую невероятную аллегорию, где дивным образом сочетаются театральность с натуралистичностью, сюр с подлинной реальностью, а острая политическая сатира с глумливой анекдотичностью, присущей, в основном, людям "не от мира сего". Новаторский, скандальный, неординарный фильм Стенли Кубрика моментально стал событием в мире кино.
А между тем, вырисовывается интересная штука. Сейчас, когда мы знакомы с фильмами Кубрика, снятыми до и после "Апельсина", мы можем видеть, насколько стилистически эклектичен "Апельсин" по сравнению с предыдущими или последующими работами режиссера. Это был смелый творческий эксперимент, после которого выработался фирменный кубриковский стиль (я имею в виду, разумеется, форму, а не содержание). И все же это был эксперимент. Посему фильм не производит целостного впечатления, но именно по этой же причине его столь удобно растаскивать на цитаты, смыслы и проч. и проч.
Основное отличие фильма от романа Берджеса заключается в финальном смещении акцентов. Одинаково черпая вдохновение в эпатаже, Кубрик и Берджес смакуют бессмысленное и беспощадное подростковое насилие, которого столь боится благопристойная публика. Но если Берджес не дает читателю утешительного противоядия, доброго отеческого совета, как бороться с подростковой преступностью, то Кубрик этот совет дает. И этот совет хорошо различим за эффектной алексовой сансарой, состоящей из череды его публичных моральных перевоплощений. "Займите подростка политикой!" — классически говорит Кубрик, намекая на отряды пионерии, юных квакеров и других общественно-политические организации. И нам хорошо, и ребята при деле. Берджес же мягко советует переждать, пока молодежь перебесится (в конце романа излеченный Алекс встречает в пабе чувака из своей банды, тихо-мирно выпивающего с молодой женой).
Надо ли говорить, что "совет" Кубрика отдает дьявольским сарказмом? Результат вовлечения молодежи в деятельность во благо общества налицо и, как говорится, на лице. На лице главного героя, отпизженного в лесу его бывшими дружками, ныне нацепившими полицейскую форму.
Но и тут Кубрик жизнерадостно говорит: ничего, до свадьбы заживет! (Всего через несколько часов, — по внутренней хронологии фильма, не имеющей ничего общего с реальным временем суток, — Алекс будет с аппетитом жрать спагетти, и на его свежем, розовом лице мы не найдем ни единого синяка). А свадьба — понятно какая. Химическая свадьба Розенкрейца :) Слияние в блаженном экстазе циника из плебса с другим циником, который является представителем высшего эшелона власти.
Кубрик, разумеется, не верит в гуманность окружающего мира, зато отдает дань его разумности.