Режиссер:
Роман Хрущ. Сценарий — Роман Хрущ, композитор — Роман Дормидошин, оператор-постановщик — Петр Духовской, монтаж — Александр Луценко.
В главных ролях: Евгений Цыганов, Яна Есипович, Сергей Цепов, Сергей Ступников. В ролях: Вадим Александров, Александр Голубев, Валерий Гончар, Борис Каморзин.
Периодически попадаются отечественные фильмы, выбирающиеся из рефлексивных топей, в которых русские пьют водку под заунывный русский рок. "Фарт" — это как раз такая, немудрящая, но добрая история. Фильм претендовал на громкое название "русский вестерн" и разочаровал многих критиков, но вне этих рамок и планок, попыток что-то покорить и кому-то доказать воспринимается неплохо. Холодные, заснеженные сибирские пейзажи, нахмуренные горы, быстрые ледяные реки под сопровождение блюзовой губной гармошки и со вкусом подобранной этнической музыки. В своем роде, вестерн, — зарисовка про старателей, золотодобытчиков, хотя с полной серьезностью жанровый ярлык поставить на фильм нельзя. Парень с внешностью студента приезжает в Сибирь, достает книжку "Добыча золота" и начинает взрывать, копать и просеивать песок красным совком, а затем влипает в историю с алчными до чужой удачи бандитами и проявляет скрытые таланты, лазая по неприступным скалам. История о том, что человек, считающий себя неудачником, на самом деле является чертовски удачливым засранцем, а вместо золота находит нечто важнее — девушку с глазюками, заставляет отбросить амбиции. Наивность (казалось бы, навсегда утерянная нашим кинематографом), приемлемая лубочность, отсутствие натянутых постельных сцен, холодная красота Сибири, замкнутость главного героя сильно украшают "Фарт", а заимствования не раздражают.
Здесь есть люди плохие, жадные, грубые, но побеждает в итоге именно добро. Даже грубость и жадность, тяга к пьянству, драке выглядят как болезни души, а не ее настоящее состояние. Разбуянившиеся старатели трезвеют и идут на выручку, укравший золото и раненый бандит вместо того, чтобы по канонам чернухи девяностых изнасиловать дрожащую похищенную девушку, спасает ее, прикрывает от слишком ретивых подельников. И этому есть объяснение — ну нельзя ее убить, такое немного нелепое и настойчивое солнышко. Открытость, с которой Вика показывает свои чувства ("Все, пропала девка"), вызывает неловкость и любопытство. Отсутствие амбициозности в проекте, отсутствие пафоса замещается красивыми северными пейзажами, холодной водой, текущей под блюз.
Надо сказать, что режиссеру удалось даже показать образ героя-одиночки, который следует внутреннему плану, а не зову сердца или каким-то благородным правилам. Правда, герой этот дурковатый, странный, "городской", т.е. чуждый в той среде, в которую он погрузился. Его мотивации непонятны ни председателю, ни влюбившейся в него по уши симпатичной и смелой дурехе, ни самому ему. И хотя разгадка оказывается по-кухонному комичной, глупой, она не добавляет и не умаляет ценности фильма. В фильме очень четко прослеживается линия, "тема" и "идея", словно в школе. Конечно, "русского вестерна" а-ля "Великолепная семерка" или фильмов Форда и Пекинпа не вышло, зато получился позитивный фильм для вечернего просмотра с непривычно аккуратной любовной линией. Такая байка в духе советского кино.