ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Стрингер (2001)


Стрингер
Средняя оценка: оценка: 4
2001. Россия. 37 минут.
Жанр: документальный.

Режиссер: Эдуард Джафаров.
Автор сценария — Эдуард Джафаров.

В главных ролях: различные стрингеры, боевики, солдаты, мирное население, милиционеры, демонстранты и офицеры.


Интересные факты о фильме:

- снят при поддержке Академии Проблем Безопасности Обороны и Правопорядка РФ.

- автор фильма работал оператором телекомпаний CBC, NBC, CNN, BBC. Автор репортажей из горячих точек: Афганистан, Ангола, Йемен, Ливан, Сектор Газа, Палестина, Израиль, Северная Корея, Сумгаит, Баку, Южная Осетия, Тбилиси, Москва, Абхазия, Молдавия, Приднестровье, Ингушетия, Югославия, Румыния, Албания, Чеченя, ош, Узген, Душанбе, Фергана, Ирак, Иран, Дагестан, Сьерра-Леоне, Афганистан, Ирак, Беслан.

- фильм не рекомендуется смотреть слабонервным людям и людям с болезнями сердца.

Версия для печати

Мор: Хищники

Стрингер оценка: 4

- У Вас были моменты, когда хотелось выключить камеру?
- Нет.
- Можете их представить?
- Нет.
- Есть вещи, которые нельзя снимать?
- Нет.

из интервью Джафарова.

Впервые о "Стрингере" я прочитала в журнале "Сеанс", где Джафаров и несколько других репортеров из горячих точек отвечали на вопросы редакции. Цинизм Джафарова, признание, что он работает за деньги, а мифическую "правду жизни" не ищет, меня раздосадовали. Профессионализм журналиста, понимаемый как способность виртуозно налгать в обмен на дензнаки, выводил из себя, а тут еще и документалисты, готовые снимать все что угодно в попытке поймать яркий кадр... Но время прошло, и вот я смотрю "Стрингера", рассказывающего историю волков-журналистов, работающих в "горячих точках", от первого лица.

"Стрингер" — практически миф о хищнике, обманщике в погоне за материалом, одиноком звере, не способном жить без войны. Больным войной. Но миф, лишенный романтики, обструганный, изуродованный, жесткий. Они пьют вместе и лгут друг другу, снимаясь по первому зову. Они — хорошие социальные психологи, говорящие любому то, что он хочет слышать, ради съемок. Готовы отправиться в Чечню, Югославию, Ирак, прямо в центр митинга, где дубинками прессуют толпу, под пули и на минное поле, — и все это ради сюжета. Не ради того, чтобы открыть кому-то что-то, а просто... Джафаров, комментирующий съемки, очень сдержан. Его коллега рассказывает о том, как брали интервью у придавленной в шахте женщины, лежащей на трупе мужа. Обрывки хроники из чеченской войны. Жуткие кадры перемежаются спокойными разговорами, словами уже мертвых стрингеров. Между понятием "журналист", который едет за деньги компании, у которого присутствует какая-то доля защищенности, и "стрингером", исчезновение которого дай бог заметит хоть кто-то, — огромная разница. "Я никогда не жалел гражданское население. Сами виноваты", — сухо произносит Джафаров.

В "Стрингере" нет бравады. В "Стрингере" нет четкого, слаженного сюжета или мемориального душка. Это скупая история о том, как человек, видевший все лица войны, возвращается оттуда, мечется, а затем уезжает под пули снова. Воспылать симпатией к ним невозможно, но та двойственность, которая остается после просмотра, заставляет немного переосмыслить картину мира. Грязные, злые кадры. Трудно верить в какие-то идеалы, если ты видишь казни и глупость обстреливающих друг друга своих отрядов. И круг замыкается — уже непонятно, это мир делает людей такими, или люди, видевшие и привезшие с собой видео-груз, снова впрыскивают дозу зла с экранов. Для кого-то нелюди, для кого-то — герои, снимающие то, что никто никогда кроме них не увидит. А война меж тем уродлива, омерзительна, страшна, и насаждаемая мифология ее героизации не имеет с действительностью ничего общего.

"Стрингер" — это исповедь, как говорит Джафаров. Попытка вернуться в нормальный мир без сожаления, но с осознанием того, что за плечами. Кончается кино гражданской съемкой какого-то то ли митинга, то ли попытки пробраться на охраняемый объект, и жирное дряблое лицо вместе с запрещающими снимать растопыренными пальцами — краткое резюме рассказа. Трудно придумать нечто более сложное, чем подход к реальной документалистике, — ты должен помочь? ты должен отстраниться? ты должен бежать? что делать во время казни? Имеет ли вообще право журналист вмешиваться в личную жизнь, в личную трагедию людей? Джафаров свои подходом делится, и это оставляет тревожный холод. Их краткие истории впечатляют гораздо больше срежиссированных телерепортажей. Да и, если признаться, меня не в пример сильнее заунывной "Русской тайны" Тихонова хватают за нутро съемки неизвестного оператора, показывающего, как сомкнутые щиты в 1993 разламываются, бессильно летят в стороны, будто вырванные жучиные крылья. Без комментариев, без заунывных трактовок — жуткое мясо истории под чьи-то выстрелы из-под прикрытия, будто по белкам стреляют. И после встречи с этими ликами вряд ли можно сохранить присущие обычным людям чувства.

(25.09.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: