И телами украсит Все столбы фонарей Кровью немцев окрасит Их отравленный Рейн Вопреки Откровенью Вряд ли выживет треть Языкам их — забвенье Их религии — смерть На потеху монголам Их прогресса плоды Нет того что могло бы Спорить с мощью орды C.Соловей
За что Алене Полуниной дали пару небольших премий для неигрового кино, мне невдомек, — фильм оставляет желать лучшего, но тему она выбрала острую. Национал-большевистская Партия существует уже больше десятка лет, за это время множество оппозиционеров побывало в тюрьме за свои уличные акции. В стране, где, будто в фильмах Годара, "никаких политических процессов нет", они происходят очень часто. Лидер НБП, писатель Эдуард Лимонов, отсидел по обвинению в попытке свержения власти. НБП в свое время аккумулировала чужие передовые кадры — Жвания, разочаровавшись в РПЯ, пытался руководить питерским отделением НБП (правда, быстро ушел из-за несовместимости), яркий публицист и участник "Фиолетового Интернационала" Цветков был редактором партийной газеты "Лимонка", а в своих протестных акциях "лимоновцы" использовали опыт ситуационистов. НБП создавалась как арт-проект, и на первом этапе партбилеты имели Курехин, Егор Летов, Наталья Медведева и другие арт-персоны. Партия проходила через политические метаморфозы, не меняясь лишь в одном — в ненависти к власти, в решимости ей противостоять, за что участники постоянно хватались милицией. Суды над "лимоновцами" всегда превращаются в театр абсурда, где часты подлоги, подделка доказательств, лжесвидетельства обвинения, нелояльные судьи. Безбашенные, жесткие, балансирующие на грани акции нацболов периодически потряхивают отечественную политику, недавно же НБП запретили как экстремистскую организацию. Материал? Бесспорно.
Меня как человека, недалекого от тематики, очень интересовал факт — почему о нацболах никто до сих пор не снял фильма? Я бы мимо такого шанса не прошла, это же золотая жила для документалиста, хотя понятно, что никто такой фильм не пропустит, не даст показать. НБП соединяет в себе арт и политику, уличный театр и революционный клич, упрямство и раздражающую приставку "национал", безрассудство, игру на публику и упорство, глупость и верность. Недавно смешной юзер Переседов сокрушался на Гранях о том, что мало кто из журналистов хочет продолжить расследование чеченской темы, а ведь такими вещами и следует заниматься журналисту. Возможно. А я знаю, чем следует заниматься документалисту — беспристрастно, интересно освещать то, что происходит вокруг, непринужденно берясь за опасные темы. Так почему до сих пор никто не снял фильма об этих парнях и лимоновских "диких девочках"? Об их ошибках, провокациях и об их обаянии? О том, как яростно топчут их флаги и ломают древка их знамен, например. Или о том, как парню перебили спину за то, что он вывесил флаг. Или о том, как они выходят из тюрьмы, не дав себя подчинить. Где наши мастера? Где юркие сукижурналисты с переносными камерами? Мне это казалось странным. Снять разоблачительный фильм тоже должно тянуть, словно магнитом. Внедриться в чуждую ткань и выудить секреты. Я спросила, мне ответили: "Зарубежные журналисты снимали, но у нас его нельзя найти, еще приходили, собирались, но потом все закончилось". А потом оказалось, что кто-то все-таки снял, что помимо роликов самих нацболах о нацболах есть что-то, некая картинка. И что я вижу? Куцый фильм Алены Полуниной, из всего спектра выбравшей одну струну и пиликающей на ней 25 минут подряд. Описать мое разочарование невозможно.
"Да, Смерть" — клич нацболов, наследующий самурайским традициям (и "Легионер любит смерть" Железной Гвардии) и отражающий готовность немедленно умереть в бою. Клич противопоставляется обывательскому мировоззрению, ведь для обывателя смерть — самое страшное, что может с ним случиться. "Да, Смерть" можно трактовать и как смерть врагам, готовность к жестким действиям. Сам же фильм представляет собой убого смонтированные разговоры нацболов в легендарном московском Бункере, ныне несуществующем, в период, когда Эдуард Лимонов находился в тюрьме и его замещал Тишин старший с Абелем Линдерманом. Тишин — фигура колоритная. Недавно я смотрела передачу с участием Лимонова и какого-то очередного депутата с плохо запоминающейся фамилией, который обвинял Эдуарда Вениаминовича в том, что он ответственен за сидящих в тюрьмах детей. И тут встает Тишин старший и спокойно говорит, что его сын сидит в тюрьме, но посадил его туда не Лимонов, а Путин, что он полностью поддерживает своего сына, а тот в свою очередь отдает себе отчет в том, что делает. Немая сцена. "Да, смерть" начинается с кадров, в которых нацболы смотрят по телевизору репортаж о захвате Минюста. На лицах у каждого — ухмылка, контингент разный — от панков до интеллигентных лиц (хотя сняты все в неприятной гамме), объединяет которые одно — насмешка над тем, что они видят на экране. Далее камера движется по Бункеру, захватывая кадр там, кадр там, пока не останавливается на эмоционально читающем стихотворение про орду Соловье. Сильный момент. После Полунина демонстрирует замерзших Абеля, Тишина и Соловья, несущих всякую чепуху в натянутых на уши шапках, — в духе "должны ли быть нацболы-колхозники или они должны только смотреть за теми, кто работает". Как ни странно, подобные гипотетические построения весьма характерны для нацболов. В шутку может развиваться какая угодно задумка. Потом дается "другой полюс" для того, чтобы облагородить картинку, — Тишин ст. бреется перед зеркалом, рассуждая о философских категориях. Звучат немецкие марши.
Полунина хочет показать нацболов в их повседневной жизни, — как они спят в бункере, о чем разговаривают, как себя ведут, но перемежает это с кадрами Лимонова, которому придан оттенок чертовщины, демонизма. Когда посреди законченной монтажной фразы вдруг возникает подкручивающий усы Лимонов, хочется смеяться. Национал-большевики легко могут рассматриваться в ключе, подаваемом Полуниной, но недостаток этой картины в том, что у нее один полюс. В НБП приходят совершенно разные люди, там нет однородного контингента. В одном из интервью режиссера я прочла о том, что она хотела показать нацболов опасными в то время как массовые источники информации считают их клоунами. Про клоунаду хорошо написано в романе "Санькя", где несколько членов Союза Созидающий объясняют ветерану о том, что в нынешней России кинуть гранату и кинуть яйцо — это одно и то же. После последуют побои, издевательства, тюрьма. Что касается фильма Полуниной, то ей, как мне кажется, не удалось показать ни то, ни другое. Очертания расплывчаты.
Изначально я планировала сровнять фильм с землей, написала разгромную статью, но в процессе, пытаясь посмотреть на работу Полуниной глазами отстраненного, чужого человека, я нахожу в ней попытки объективности, разработки темы. В "Да, смерть!" можно увидеть и как девушка красит глаза перед выходом на защиту Бункера, и как схваченный и избитый нацбол рассказывает о том, как ему угрожали гибелью, и как празднуют выход из тюрьмы, и как готовятся к атаке. Для новой волны национал-большевиков — это возможность посмотреть на Бункер, который вошел в историю, в легенды. Для обычных людей фильм может сослужить хоть какую-то службу, ведь образ, создаваемый СМИ, не имеет с действительностью ничего общего.
Я, воин НБП, приветствую новый день. Пусть моя кровь вольется в кровь партии. Пусть мы станем единым телом. Да, Смерть! Да, Смерть! Нация и свобода!
Как будто не было внутри Партии мыслителей, любопытных людей. Да там каждый персонаж по-своему интересен, со своей шизой, своими идеями. Подложка НБП как провокационного арт-течения провоцирует на своеобразное, не принимаемое обывателем творчество. Можно вспомнить поэтессу Витухновскую, Захара Прилепина с его "Санькой", группу "Виселица" и Будулая, романы самого Лимонова, рассказы и статьи в "Лимонке". В итоге кроме отвратительного монтажа у "Да, Смерть" есть еще одна проблема — это однобокость. Документалист должен вникать в предмет, повариться в соку, повертеть с разных сторон. Забавно другое — даже такой несовершенный материал подвергается преследованиям. Когда недавно в одном из кинотеатров собрались показать "Саратов" и "Да, Смерть", туда ворвалась милиция и все остановила. Забавно и то, что даже такая работа вызывает у многих интерес. В этом-то и заключается загадка НБП, порождающая скребущее внутри, заставляющее выйти на улицу назло пуле чувство. Именно она соединяет несоединимых, казалось бы, людей в одно тело.