Перед премьерой "Рождения" журналы пестрили заголовками о сцене в ванной с десятилетним мальчиком. Еще бы — голая Николь Кидман сидит в воде с пацаном, который считает, что он ее муж. Американцы то хотели вырезать пресловутую сцену, то убрать поцелуй, то еще как-то вмешаться в киноткань, но у них ничего не вышло, фильм оказался на экранах... и исчез в небытие. Скандальная слава не оправдалась, а потому внимание широкой публики прошло мимо картины.
Николь играет Анну, женщину из богатой семьи, у которой умер муж. С этой смертью сталкивается и зритель, потому как фильм начинается с момента, где не верящий в загробную жизнь мужчина совершает пробежку, перемещаясь по заснеженной парковой дорожке, и сквозь титры бежит прямо к инфаркту. События сразу же перемещаются на десять лет позже, когда долгое время не способная забыть супруга Анна все же решает выйти замуж за годами добивавшегося ее Джозефа. Женщина стоит на пороге новой жизни, и в этот самый момент в дом приходит странный мальчишка и сообщает, что он — Шон, ее муж, а она не должна выходить за Джозефа.
Фильм не лукавит, меньше всего он похож на детектив, в котором поставленные в тупик члены семьи пытаются отгадать, не шарлатан ли мальчик. Начало дает все возможные подсказки, демонстрируя, как Шон следует за пытающейся закопать в землю какую-то коробку незнакомкой. При всем при этом "Рождению" удается сохранить свою тайну и после титров. Откуда он знает то, что не мог знать? Неужели реинкарнация действительно возможна? Николь Кидман предстает ломкой, ранимой и подтверждает звание лучшей актрисы Голливуда. От ярости, боли, смеха — к перелому, доверию, сомнениям, решительному выходу и уничтожительному разочарованию. Речь Джозефа о том, что даже встречи он добивался у Анны более года, говорит о любви героини к погибшему мужу гораздо больше любых других вводных. Но в момент начала фильма Анна счастлива — вернее, она предпочитает быть счастливой, а родные поддерживают ее шаг, курируя женщину (ибо нельзя столько быть одной, как завещает общественное мнение).
"Рождение" показывает сколь хрупко равновесие "нормальной жизни", как легко проткнуть эту водяную пленку, на которой плавают легкие кораблики, и оказаться в глубине омута чувств. Одна из самых сильных сцен — это момент в театре, где камера под звуки Вагнера акцентируется исключительно на лице Николь. Припухшие от рвущихся рыданий губы, матовые глаза, еле сдерживаемые слезы — она поверила, попалась, пленка прорвалась. Любопытство Джозефа, который лишен деликатности и уничтожает своим неуместным интересом и без того хрупкие нити, лишь подталкивает к уходу. Анна начинает видеть в мальчике единственного близкого человека, а тиранические повадки окружающих, их несдержанность, их наигранный смех и волчьи глаза усиливают резонанс. Единственный минус дуэта — Камерон Брайт. На мой взгляд, он далеко не идеальный выбор на роль Шона, но даже при таком раскладе "Рождение" — это отличная драма.
- А как ты собираешься удовлетворять мои нужды? - Я понимаю, о чем ты. - Ты готов к этому? Ты когда-нибудь спал с девушкой? - (пауза, спокойный взгляд) Ты будешь первой.
"Рождение" — это трагедия. И фильм очень жестокий по своей сути, фильм о разбившихся надеждах, о клетке, в которой Шону и Анне придется прожить всю оставшуюся жизнь. Трагедия мальчика, полюбившего взрослую женщину, и трагедия Анны, которая должна вернуться в привычный мир после того, как тот зазвенел упавшими осколками. Принадлежать мужчине, которого она не любит. Говорят, что перед выстрелом нужно сначала допустить выстрел в уме, и тогда нажатие на курок, можно считать, уже свершилось. Анна решилась, перечеркнула свою жизнь, но ее ожидало жестокое разочарование. Хотя на этом не делается акцент, показано и раздражение Шона, ощущающего себя взрослым, но вынужденного сталкиваться с реакциями на ребенка.
- Что ты делаешь? (Николь, глядя на забирающегося в ванну голого мальчика) - Смотрю на свою жену.
Конец картины выматывающ, безнадежен. Противостояние мальчика,осознающего свою появляющуюся власть, и теряющего ее взрослого — увеличивающаяся в размерах темная фигура, которая грозит обрушиться и обрушивается. Беспомощность взрослого мужчины, который думал, что захватил не принадлежащую ему женщину, одновременно жалка и страшна. И ко всему — очень красивая, доверчивая Николь. Великолепно показано, как проявляются диктаторские замашки окружающих Анну людей, стоит ей только переступить обычные границы. Вещи поворачиваются другой стороной, которую иначе Анна могла бы никогда не увидеть, а после того, как ты знаешь это, вернуться к привычному ходу событий невозможно. Беременная сестра, сердитой глыбой загораживающая выход, — одно из сильных впечатлений фильма. Что такое Анна, целующая руку Джозефа и молящая о прощении, как не согласие с долгосрочным рабством? Одиночество — вот основной мотив, звучащий в мелодии фильма. Непередаваемо глубокое одиночество человека, который потерял свою любовь.