Режиссер:
Владимир Рябцев. сценарий: Александр Петровский, по мотивам повести Александра Беляева, оператор: Фаина Фельдман, композитор: Виктор Власов, Одесская к/ст.
В главных ролях: Глеб Стриженов, Артем Карапетян, Геннадий Нилов. В ролях: Евгений Жариков, Павел Кадочников, Валентина Титова, Александр Суснин, Рудольф Мухин.
Просто удивительно, но о существовании этой экранизации романа Александра Беляева я узнал лишь на днях, наткнувшись на, собственно, сам фильм. Табу он что ли был на советском ТВ, постоянно крутившем по всем двум каналам "Человека-амфибию", "Завещание профессора Доуэля" и "Остров погибших кораблей"? Этого фильма нет даже в сетевой базе "Кинопоиск.ру". А между тем, в фильме снимались такие популярные артисты как Глеб Стриженов, Павел Кадочников и Евгений Жариков. Может потому, что он снят с явным закосом под штатовские фантастические би-муви 30-х — 50-х? Нуаристый параноидальный триллер с нелепым сюжетом.
Читать в детстве сей роман, впервые опубликованный в 1929 году, было интересно — он увлекательный, — хотя и ребенку было ясно, что идиотский сюжет о краже воздуха с целью последующей его продажи, это, в общем-то, не разработка фантастической идеи, а аллегорическая нелепица, пропагандистская сатира, кукрыниксистая карикатура на "буржуев"; свидетельство эпохи. И киноадаптация "под современность" (действие фильма происходит, надо полагать, в недалеком, по отношению к году съемки — 1967, — будущему) — уже тогда после всяких там оттепелей, пожалуй, казалась анахронизмом, бессмысленно бьющимся, как рыба об лед "холодной войны".
Атмосфера Земли с бешеной скоростью улетучивается, как полагают, в космос. В связи с чем по всей планете ураганы, наводнения, оползни, землетрясения, вулканы, войны, голод, ужас и моральный террор. Советские ученые засекли где-то на крайних широтах страны своей родной странные, не поддающиеся разумному объяснению изменения в движении воздуха относительно земной поверхности, вызванные вопиюще неравномерным распределением атмосферного давления и не всегда направленные от высокого давления к низкому, характеризующиеся необычными скоростью и направлением. Проще говоря, ветер там вел себя совершенно неправильно. На исследование причин в далекую глушь засылают известного ученого-метеоролога и синоптика попроще. Их высаживают из вертолета, а дальше они плывут по морю на моторке, которая глохнет. Попадают в шторм. Вскоре, их выносит к какому-то странному скалистому острову, над которым стоит столб пара. Высадившись на остров, они карабкаются по скалам, как вдруг налетает чудовищный ветер и их затягивает в какую-то пещеру искусственного происхождения. Там, внутри, секретная лаборатория, принадлежащая американцу. На него работает известный шведский ученый, погибший два года назад. Советским людям ясно дали понять, что выхода нет — они останутся там навсегда из соображений секретности. Ученый пригодится как ученый, а синоптик попроще в качестве чернорабочего на каменоломне. В этой лаборатории якобы работают над прояснением причин нависшей над Землей угрозы с целью ее устранения. Постепенно выясняется, что американец отнюдь не благодетель, а сцуко, ворующее у землян воздух и сжимающее его в шарики по методу супервысокой концентрации вещества, придуманной "воскресшим" шведским профессором, с тем, чтобы продавать эти шарики лишенным атмосферы людям. Одного такого шарика хватит на сутки дыхания.
Правой рукой американца служит начальник внутриведомственной охранки, которого играет Стриженов. Теперь, когда я в очередной раз прочитаю где-то штамп "гориллы", которым заурядные писатели и журналисты любят характеризовать сотрудников силовых ведомств, у меня перед глазами будет возникать подленькое обезьянье личико персонажа Стриженова.
Похожий в этом фильме на типичного голливудского кросавчега Жариков играет вечнопьяного ехидного инженера Люка.
Впрочем, в этом фильме замечены некоторые интересные фишки. Порою в фильмах нет-нет и попадается эдакий довольно затасканный, но каждый раз почему-то воспринимающийся как новаторский "приемчег" — когда звучит себе фоновая музыка, которую даже и не замечаешь, а потом вдруг какой-то персонаж — клац! по клавише магнитофона и музыка обрывается. Лично я такое встречал лишь в паре-тройке вполне недавних импортных кинолент. Просто интересно, замечал ли кто-то подобную штуку в фильмах выпущенных до 1967 года?
Была еще какая-то подобная фишка, да что-то никак не вспомню какая, хотя фильм смотрел только вчера. Впрочем, целью этого текста не является оглашение фишек и залепух. Этот текст — сообщение о находке. Есть такой фильм, ребзя, прикиньте!