Режиссер:
Тед Котчефф. Сценарий: Майкл Козолл, Уильям Сакхейм и Сильвестр Сталлоне (по одноименному роману Дэвида Моррелла), Оператор: Эндрю Ласло, Композитор: Джерри Голдсмит, Продюсер: Базз Фейтшанс.
"Рэмбо" — это сорт яблок. C японского "rambo" переводится как "насилие".
Изначально на роль полковника Сэмюела Траутмана был взят Кирк Дуглас. Он настаивал, чтобы в соответствии с романом Рэмбо в финале погиб. Постановщики фильма на такое пойтить не могли, и актер покинул проект. Между тем, сцена с самоубийством Рэмбо была отснята. Однако, на предпросмотре публика сочла такой конец слишком депрессивным, и Рэмбо позволили жить.
В "Рэмбо" могли сыграть Клинт Иствуд, Стив Маккуин, Аль Пачино и Дастин Хофман. На роль Рэмбо претендовал Джон Траволта.
Первоначальный монтаж фильма настолько взбесил Сталлоне, что он хотел выкупить права на фильм и уничтожить его. Когда ему это не удалось, он уговорил продюсеров вырезать побольше сцен с его участием и ввернуть побольше сцен с участием других актеров. Впоследствии, такая манера снимать и монтировать перекочевала в большинство голливудских боевиков.
В свое время фильм считался чрезвычайно жестоким и кровавым. Однако, там есть всего один труп — сверзившийся с вертолета коп. Остальные персонажи выжили.Версия для печати
Суперультрамегахит видеосалонов прорвался на широкий экран в сентябре 90-го года, то есть тогда, когда еще не было России, но уже не стало СССР — если судить по победоносному шествию по нашим экранам Джона Рэмбо, одного из главных врагов советской цензуры. К черту путч 91 года, к чертям союзные республики. Железный занавес рухнул, когда пришел Рэмбо, этот смурной чувак с пулеметом наперевес и порванными сосновым сучком бицепсами. Стыдно признаться, однако, новейшую историю своей страны я долгое время воспринимал именно в таком дискурсе: по проникновению "тлетворных, разлагающих советскую душу" голливудских боевиков на наши киноэкраны (видеосалоны все-таки попахивали не только плохим табаком и дешевым портвейном, но и каким-то диссидентством). Впрочем, в 1991 году "глоток свободы" сменился удушающим запахом дерьма: на экраны кинотеатров, медленно загибающихся от нехватки финансов, хлынули третьесортные голливудские триллеры и боевики. Так настали суровые времена…
Сейчас пересматриваешь "Первую кровь" с любопытством, но, к счастью, без хорошо знакомого разочарования, с которым неизбежно сталкиваешься, вновь прикасаясь к "святыням" детских киновпечатлений. Более того, "Первая кровь" привлекает отсутствием кричащих спецэффектов, дух захватывающих съемок и всего такого прочего, что, конечно, круто, но уже успело порядком заебать. В общем, фильм 1982 года выглядит достовернее и убедительнее, чем его потомки. Плюс еще старомодная музыка Джерри Голдсмита и странно отстраненная операторская работа: оператор предпочитает дальние планы всем остальным прочим. Может показаться удивительным то, что Джон Рэмбо приобрел статус супергероя. Ветеран Вьетнама, во всех смыслах побитый жизнью, неконфликтный, но с синдромом войны, готовым проявиться в любой момент. А главное, он совершенно не выглядит "неубиваемым". И я не могу припомнить ни одного другого фильма, где имя персонажа зажило бы отдельной жизнью: название "Первая кровь" немыслимо без приставки "Рэмбо". Еще можно понять отечественных видеопиратов и кинопрокатчиков, дающим приставку "Рэмбо" к "Первой крови" — не все фанаты Джона Рэмбо, познакомившиеся с ним в "Рэмбо 2" и "Рэмбо 3" видели первую часть (расцвет видеосалонов пришелся на вторую половину восьмидесятых, т.е. когда уже были отсняты все три части). Но ведь и американские продюсеры запустили вторую серию под названием "Рэмбо: Первая кровь II" (хотя какая, к слову, может быть "первая" кровь у американцев во Вьетнаме?) Это означает, что образ Рэмбо пришелся по душе в равной степени как американскому зрителю, так и советскому. Почему так? Мне кажется, что слишком силен был тогда в умах людей синдром "холодной" войны, т.е. войны потенциальной. Тем паче, ядерной. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Расправляясь с шерифом, при помощи меча, ратующим за мир и спокойствие во всем мире (границы мира шерифа очерчены пределами его юрисдикции — провинциальным городком, находящимся, заметьте, где-то близ границы), Рэмбо выразил чаяния миллионов людей. Простой парень, приобретший навыки борьбы в "военно-полевых условиях" с успехом противостоит системе, а его такая настоящая кровь и боль выступают не только атрибутом жертвы, но и возможностью для зрителя идентифицировать себя с ним и, соответственно, с его успешной борьбой.
Впоследствии этот образ был грамотно переработан в фильме "Брат". Будучи калькой с Рэмбо, герой Сергея Бодрова-младшего обладал притом русской физиономией и слушал русский рок. Режиссер фильма, Алексей Балабанов, моментально отдуплил, что абсолютно необязательно показывать подвиги Героя на фронте (этого практически нет в "Первой крови" и совершенно нет в "Брате"). "Первая кровь" не обладает буквалистическим антивоенным пафосом, он там попросту ни к чему, особенно учитывая, что уже были такие фильмы, как "Охотник на оленей" или "Возвращение домой". Важно только обозначить, что Герой где-то смог приобрести навыки боя. А главная война происходит дома. "Простой парень" Рэмбо начинает играть по правилам своего "реального мира", и точно так же Данила Багров начинает по правилам своего "реального мира". Подобно героям античности, бросившим вызов богам, они не выигрывают, но заслуживают уважение аудитории.