Режиссер:
Павел Арсенов. Сценарий: Павел Арсенов, Кир Булычев (по повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед"), Операторы: Сергей Онуфриев, Сергей Ткаченко, Композитор: Евгений Крылатов.
В главных ролях: Наталья Гусева, Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов. В ролях: Марьяна Ионесян, Илья Наумов, Георгий Бурков, Евгений Герасимов, Валентина Талызина, Наталья Варлей.
Интересные факты о фильме:
Как литературный персонаж Кира Булычева, Алиса родилась в 1965 году, когда в “Мире приключений” появились первые рассказы о ней (“Девочка, с которой ничего не случится”). Однако, дата рождения квази-реальной Алисы Селезневой из цикла повестей Булычева варьируется от 2065 года до 2080...
Другие познавательные факты вы можете почерпнуть на официальном сайте фильма — Mielofon.ru.
Владимир Гордеев:
Гостья из прошлого. Транзитная машина времени. Четвертое счислительное.
У каждого поколения должен быть фильм, подобный "Гостье из будущего". То есть такой фильм, когда… пребывая в унынии, ты включаешь старый телевизор марки "Радуга" или "Горизонт" с выгоревшей электронно-лучевой трубкой, и там, в сине-зеленом цвете, тебе показывают пять серий о приключениях обычного мальчика, одетого в удачно подобранную к цветовой гамме твоего телевизора темно-синюю школьную форму… и твое сине-зеленое, мрачно-депрессивное восприятие мира неожиданно вдруг расцветает всеми цветами нерукотворной Радуги...
…Оптимистическое настроение и светлые мечты давно слежались за годы бессмысленной, как выяснилось, суеты, и превратились в трухлявые поленья, в серую "пену дней". Бессмысленной горкой твое детское восприятие лежит на столовой ложке, взятой с безграничного стола, но стоит только влить в пустующий кратер горки немножечко воды отфильтрованных воспоминаний, да подогреть ложку на вечном огне mini-сериала "Гостья из будущего", как тобой завладевает странный кайф. Он распространяется по твоим венам, и вены твои опутывают весь видимый и ощущаемый тобою мир…
Фильм сделан настолько беспощадно и целомудренно четко, что и сейчас, с моим (твоим?) возрастом Алиса Селезнева не воспринимается, как объект… ПОРОЧНОГО сексуального вожделения. Ах, это хрупкое создание, эта маленькая девочка, содержащая в своей голове уйму знаний, но так непосредственно лупающая большими оленьими глазами и не разбивающаюся при тяжелых физических перегрузках (прыгает с пятого этажа), что ее вполне можно чем-нибудь "нагрузить" без особого ущерба для себя-её здоровья…
Почему не может здесь упомянуто слово "порок"? Да потому, что ты снова начинаешь идентифицировать себя с простым мальчиком из средней школы, — а какой с пацана, ровесника Алисы, спрос?
Это, конечно, была коммерческая шутка самого низкого пошиба.
На деле все гораздо хуже… Алиса Селезнева с Колей Герасимовым снова становятся твоими проводниками в "прекрасное далеко". Но ведут они тебя отнюдь не в "прекрасное далеко" педофилического или, например, нормально-подросткового экстаза-оргазма, и даже не в умозрительно прекрасное "далеко" воздушного, морально совершенного мира конца ХХI века. Ты уже расстался с иллюзиями о совершенстве, и в той же мере расстался с иллюзиями, что кто-то может изменить этот мир к лучшему, а особенно врят ли сможешь изменить его ты. Алиса Селезнева и Коля Герасимов ведут тебя в то "прекрасное далеко", в которое превратилось твое прошлое. Твое Прошедшее Время. В том, прошедшем времени, Будущее являлось тебе действительно прекрасным созданием, потому что ты верил в лучшее и верил в себя. Но ты не знал. Фильм "Гостья из будущего" — транзитная машина времени. И эта махина — работает. Ты начинаешь жить прошлым, а знание настоящего и настоящего прошлого убивает будущее.
Вот вам тот редкий случай, когда вообще я не знаю, чего писать.
Пересмотреть фильм заново, и ревизировать свои детские воспоминания? Так уже ж, вроде, сделал в этом номере один раз, зачем вам десять переосмыслений в одном номере читать?
Писать о значении Кира Булычёва для советской фантастики, и онтологии моего поколения в частности? Дык об этом уже столько написано, что я всё равно даже близко не скажу чего-то оригинального.
Единственное, что можно сделать по этому поводу — это поиграть в игру "а мне в детстве слышалось "Красавице Икупку".
Итак...
Меня в детстве очень раздражало, что в своё летающем "привиденческом" виде морды пиратов похожи на отвратительные глиняные маски, а не на лица актёров, которые играли пиратов. Даже если предположить, что летающие пираты должны быть какими-то внеземными существами, всё равно непонятно, почему именно глиняные маски, а не животные какие-то рожи?
Мне в детстве очень нравилась фраза "Ну, мымра старая, ты у меня попомнишь" (или как-то так). Особенно в сочетании с девочкой, которая бежала по лесенке, и напевала "ля-ля-ля-ля-ля", "ля-ля-ля-ля-ля".
Ещё я очень-очень любил диалог пирата, притворяющегося бабкой, с медсестрой. "Стукнутая, ой стукнутая..." — "Так вам в психиатрию надо?" — "Ну да, ну да... трамваем стукнутая" — "Так это вам в травматологию!" — "Ну да, ну да..."
Очень меня забавлял персонаж, который видел, куда понесли мальчика, но боялся рассказать, и которого об этом расспрашивали с миелофоном в руках. Вообще, наверное, это самое сильное фантастическое кино-переживание. Ничего более фантастического в кино я не видел, наверное, аж до квадратных свиней в "Космических дальнобойщиках".
Господи, а как же много дал Робот Вертер детской мифологии моего поколения!!! Думаю, у каждого ребёнка Робот Вертер был свой, уникальный, живущий только в его голове. "Алиса, открути гайку... закрути... открути... закрути... вот и подрочили".
И, конечно, знаменитое "Представляешь? Такой маленький... А уже жигули!" Это просто какая-то класека шпионского романа о мужественном разведчике. Прямо-таки последнее искушение Христа, блять. И сам персонаж Герасимова — это какая-то чистая мифологема, некрасивый носатый мальчик рядом с восхитительной Алисой из будущего! Вот что крест животворящий делает.
И ещё меня очень раздражала тётка по имени Полина. Как это какая-то полинная тётка взяла, и запросто парализовала двух крутых космических пиратов?! Так не бывает! Я требую боевика! Я требую битвы титанов, "Секретного фарватера" и "Пиратов двадцатого века"... а мне показывают в очередной раз, как женщина превосходит мужчин (вот написал только что, и подумал, что это отличная тема для Лёши Нгоо, чтобы забабахать рецензию на пять страниц — о том, что Кир Бурычёв на самом деле мужененавистник, целенаправленно вставлявший в свои тексты доминирование женщин над мужчинами).
Вот ещё, что меня раздражало в фильме: концовка, где чувакам рассказывали, кто кем станет в дальнейшем. И ведь никому из них не сказали: ты, Петя, умрёшь в подворотне в двадцать лет, потому что сторчишься, или ты, Вова, станешь лифтёров и проработаешь так сорок лет до самой пенсии, а потом попадёшь под трамвай. Нет, блять, весь класс станет путешественниками, писателями, спортсменами и актрисами. Но, как говорил известный персонаж, "если все девочки станут балеринами, а все мальчики космонавтами, то кто будет пиво продавать?" Если, блять, в среднестатистическом московском классе учатся исключительно будущие звёзды и титаны мысли, то кто у них, в Москве, водит поезда метро и принимает пальто в гардеробах? В общем, не поверил я этому предсказанию Алисы. Скорее всего, это просто пиздёшь — польстила она дурачкам из прошлого, и умотала в своё будущее, жить дальше.
Не хочется писать какой-то пафосной хуйни, типа "Сегодня так уже не снимают", или "молодёжи никогда не понять, что значило для нас"... У каждого поколения есть какие-то свои священные коровы, а в детстве всё кажется очень значимым и большим — не то, что во взрослом возрасте. Во всяком случае, я рад, что в моём детстве был этот фильм — как и вообще всё творчество Кира Булычёва, включая и различные экранизации, "Тайну третьей планеты", "Лиловый шар", "Остров ржавого генерала" (узников Ямагири-Мару я, кстати, до сих пор так и не посмотрел). Он нашёл своё место в истории русской литературы — и кино, разумеется, тоже.
Странно только, что исполнительница роли Алисы так и не стала актрисой. У девки была реально интересная внешность.