Режиссер:
Тод Браунинг, Рик Шмидлин. Сценарий — Вальдемар Янг по рассказу Тода Браунинга "Гипнотизер", композитор — Роберт Израэл.
В главных ролях: Лон Чейни, Марселин Дэй, Генри Уайтхолл. В ролях: Полли Моран, Роберт Озборн и др.
Интересные факты о фильме:
- немой мистический фильм Тода Браунинга был утерян (последняя известная копия была уничтожена при пожаре в 1967 году). Это один из самых известных утерянных фильмов. В 2002 Шмидлин восстановил 45 минут (в оригинале он занимал 75 или 69 (по разным источникам) минут) фильма по сохранившимся кадрам. Автору Экранки попалась эта восстановленная версия, представляющая собой слайд-шоу фотографий с наездами камеры в особо драматических моментах. В принципе, это дает достаточно яркое впечатление о фильме.
- для роли вампира Лон Чейни надевал фальшивые челюсти, которые причиняли ему такую боль, что носить их более нескольких минут было нельзя. Они были гуттаперчевыми, из жесткой резины. Но наибольший дискомфорт представляли устройства для формирования кругов под глазами. В общем, Чейни пришлось пострадать ради данной картины.
Я наткнулась на этот фильм, обсуждая с приятелем музыкальную команду London after Midnight, играющую готик-рок (кстати, они засветились на саундтрэке к Пиле 2. Видите, как тесно переплетены миры музыки и кино!). Узнав, что название группы фриков идет из глубин времен, я разыскала информацию о фильме 1927 года — и оказалась заинтригована. Дело в том, что оригинальный фильм Тода Браунинга сгорел, так и не оцененный широкими слоями зрителей. После ставящего зрителей в тупик "Неизвестного" Браунинг продолжил работать с Лоном Чейни, но "Лондон после полуночи" ждало забвение. Составить впечатление об исчезнувшей картине можно исключительно по живописным снимкам Лона Чейни в образе. Снимки эти при желании дают возможность предполагать, что пропавший фильм был шедеврален, — большая плоскость для догадок в духе "что было бы, если". Эта мысль не давала покоя многим, поэтому в 2002 году на основе снимков была произведена тв-реконструкция, которая и попала мне в руки благодаря Личу. Для любопытствующих фильм выложен на demonoid.com. Позже Браунинг снял "Знак вампира" с Бела Лугоши, схожий с потерянным шедевром, и особого успеха он не снискал.
Специфика старых фильмов такова, что слайд-шоу с наездами камеры вполне отвечает духу общей экспрессии, однако составить впечатление о фильме по нему, конечно, нельзя. Предварительная зачарованность работает на руку "Лондону...", придает каждому плану дополнительную значимость. История такова: в поместье погибает глава семейства, никто не знает, отчего он погиб. В доме находилась его красавица-дочь, ее опекун, молодой человек со взором горящим и скептически настроенный джентльмен, профессор Берк. Причину смерти найти не удается, а спустя несколько лет в старом доме вдруг появляется страшный призрак, и в ход идут легенды о вампире.
Перед тем, как я пойду дальше, предлагаю взглянуть на тот самый снимок Лона Чейни:
Прекрасно, неправда ли? Один этот снимок стоит целой истории.
Актер столь же ярок и на других фотографиях, оставшиеся участники фильма ему под стать. Хороши преувеличенные, подчеркнутые эмоции, так сильно воздействующие на подготовленного зрителя. Я люблю немое кино именно за его языческую притягательность, за темп, визуальный гипнотизм, зловещие зерна на пленке. Особенно хочется отметить женщину, играющую роль прислуги в доме. Хочется обернуться, когда видишь эти глаза. Но мешает саспенсу, интриге, животному ужасу то, что вы можете наблюдать на небольшом превью сбоку. Да, да, неуместные крылья из ткани. Контраст между гримом, вставными зубами, мимикой, взглядом — и вот этим реквизитом вызывает смешок. Актер отдается роли без остатка, но сомнительные аксессуары стоило бы отложить. До появления крыльев о фильме можно делать любые догадки, он встраивается в любую схему, он готов занять пустующее место шедевра Страха. После их появления досматриваешь по инерции. При этом выдаваемый Чейни вампир нетипичен — он мешковат, пылен, неловок, даже толстоват, но его неловкость пугает гораздо больше пафосных поз. Вот он перемещается, сгорбив плечи, а вот мимоходом оборачивается — и одаривает такой ухмылкой, что мурашки бегут по спине.
Основой фильма послужил рассказ "Гипнотизер" самого режиссера. Интересен "Лондон после полуночи" тем, что Лон Чейни перевоплощается как в вампира, так и в профессора Берка, причем эти образы абсолютно разные, самоценные. Фактически можно даже и не знать, что это — один и тот же человек. Посматривающий через стекло профессор Берк в элегантном жилете и жуткий, парализующий монстр в сопровождении гОтичной подруги одинаково хороши. Что касается остальных деталей, то они типичны для немой мистики тех лет — гипнотизм, романтическая линия, — и выделяет "Лондон после полуночи" лишь то, что все оказывается фейком, его концовка позитивна и напоминает детективную развязку. В конце присутствует сцена в духе поздних классических детективов, когда два человека крадутся меж закрытых драпировками предметами.
Хотя обещанного шедевра обнаружено не было, считать время потерянным нельзя. "Лондон после полуночи" несомненно послужит лишь первой ступенькой для моего знакомства с Тодом Браунингом.