Режиссер:
Станислав Сергеевич Говорухин. Сценарий: Станислав Говорухин (по одноименному роману Агаты Кристи), Оператор: Геннадий Энгстрем, Композитор: Николай Корндорф.
В главных ролях: Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Михаил Глузский. В ролях: Александр Абдулов, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Людмила Максакова, Анатолий Ромашин, Федор Одиноков.
Награды: КФ "Одесская альтернатива" — Приз "За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом" :).
Что касается меня, то я терпеть не могу детективы и детективы Агаты Кристи в частности. Сколько раз ни принимался за чтение ее романов, неизменно откладывал книгу в сторону по прочтению первой пары страниц. Скучно, тоскливо. Тем большее уважение с моей стороны режиссеру Станиславу Говорухину, может быть, единственному на Руси режиссера, умеющего снимать замечательное жанровое кино (вспомним, например, прекрасные многосерийные фильмы "Место встречи изменить нельзя" и "В поисках капитана Гранта"). Камерные "Десять негритят", повествующие о самосуде некого богатого судьи Анониума над десятком провинившихся людей из разных сословий, держат в напряжении с первой минуты до последней, а хронометраж у фильма не маленький — более двух часов.
Вообще говоря, Агата Кристи умеет придумывать увлекательные сюжеты, но, на мой вкус, ей свойственнен такой пресный, сухой стиль, что у любого читателя должно запершить в горле. Если отбросить абсурдную завязку (поди-ка попробуй собрать на острове в чужом доме десять столь различных людей, причем чтоб они все согласились!), то сюжет приятно удивляет своей стройностью. Когда в конце выясняется личность убийцы, ты не чувствуешь, что обманут. Всё логично, фильм не дешёвка в стиле, например, "Таинственного леса" Шьямалана. Таинственный Судья и Исполнитель лихо играет на свойствах характера людей, их приоритетах и привычках. Говорухин здорово передает иронию, имевшую место (я это предполагаю, поскольку не читал) и в литературном первоисточнике: чопорность и пунктуальность англичан дает о себе знать даже в самых диких ситуациях. Впечатляет и собранный режиссером актерский ансамбль. Я уже долгое время не могу понять, почему современные русские актеры выглядят на экране как хуй знает что, тогда как актеры, игравшие в советских фильмах вплоть до 1991 года, имеют хорошую осанку, стать, в их глазах светится какое-то благородство. Такое ощущение, что сейчас актеров набирают на улице, причем не просто набирают, а еще и выбирают, — да поубожественней. Российский неореализм, что ли? Так времена неореализма давно прошли, на дворе 21-й, блять, век, миллениум!
Впрочем, я отвлекся. Говоря о достоинствах фильма, обязательно стоит упомянуть, что Говорухин, крепко держа в руках линии сюжета, не чурается и визуальных изысков. В фильме есть эффектные ракурсы, камера иногда берет на себя функцию глаз какого-либо персонажа и пристально всматривается в ближнего своего, подозреваемого-осУжденного. А как по-импрессионистки ярко и закатно-оранжево высвечивается лицо Татьяны Друбич, когда смутная тень потенциального убийцы медленно скользит вдоль ее окна и устраняет со стекла блики заходящего солнца! Но самая крутая сцена — ночной кошмар Кайдановского. Снятая на ручную камеру, эта монохромная сцена коротка и тревожна, как сон любого алкоголика. Она удушлива и страшна, в ней передан тот бессмысленный, полуосознанный порыв куда-то двигаться, тогда как реалии сна кошмара тебе двигаться не дают, чиня всяческие препоны — от внешних объектов до какой-то странной внутренней беспомощности. За одну только эту сцену фильм заслуживает высокой оценки. Отмечу еще и музыкальное сопровождение, звучащее неизменно в тему, усиливающее эмоциональную составляющую какой-либо сцены, но абсолютно ненавязчивое. Музыку писал некто Николай Корндорф, — видно, что профи, но почему-то пишущий для кино очень мало.
"Десять негритят" — это развлекательный фильм высокой пробы, образчик детективного жанра. Полагаю, что со времен "Десяти негритят" отечественный кинематограф так и не смог разродиться ни одним детективом (не криминальным фильмом, а именно детективом), по уровню стоящим хотя бы рядом.