В главных ролях: Симона Симон, Кент Смит. В ролях: Том Конвэй, Джейн Рэндольф, Джек Холт и другие.
Награды:
Занесен в Национальный кинореестр в 1993 году..
Интересные факты о фильме:
Фильм так долго не сходил с экранов, что многие критики, поначалу смешавшие его с говном, посмотрели его еще раз и переписали рецензии на более позитивные.
Из-за того, что фильм имел невероятный кассовый успех и долго не сходил с экранов, отложили премьеру двух других фильмов продюсера Вэла Льютона, поставленные Жаком Турнье в 1943 году ("Я гуляла с зомби" и "Человек-леопард").
История, вкратце, такова... Компания RKO на грани банкротства из-за того, что некоторые шедевры Орсона Уэллса, в том числе "Гражданин Кейн", провалились в прокате. Дабы спасти ситуацию, хозяева студии решают снять серию дешевых ужастиков, для чего нанимают человека, внесшего серьезный вклад в создание таких фильмов, как "Унесенные ветром" и "Ребекка" Хичкока. Звали этого человека Вэл Льютон, что в переводе с американского — Владимир Иванович Левентон (7 мая 1904, Ялта, Российская Империя (ныне — Ялта, АР Крым, Украина) — 14 марта 1951, где-то в США). Ему дают по 15 тыщ долларов на фильм и сжатые сроки на создание каждого. Он сам перекраивает сценарии под мизерный бюджет, работая денно и нощно, а ставить фильмы нанимает француза Жака Турнье, перенявшего от отца, известного режиссера немого кино, талант к распределению светлых и теневых штрихов и пятен как средству передачи объемности изображаемого. Проще говоря, его коньком было то, за что мы так любим "филм нуар", даже если сюжет не блещет — светотени. Одним из условий владельцев компании было такое: называть фильмы дешево и сердито. Причем, народу уже приелись франкенштейны, мумии, дракулы, оборотни и прочая смесь романтизма и готики, хотелось чего-то новенького. На одной из вечеринок кто-то пошутил, что про кошек ничего ужасного не снимали. Дескать, есть всякие человеки-волки, а про людей-кошек снять никто не додумался. Название Льютону понравилось. Кроме того, Льютон решил, что довольно уже пугать людей ужасами, происходящими во всяких экзотических местах — трансильванских замках, египетских пирамидах, непролазных джунглях — и пора уже стращать зрителя внезапными проявлениями ужасного в окружающей этого самого зрителя обыденщине. На каковое решение, конечно же, повлиял и мизерный бюджет. Вторая находка-не-от-хорошей-жизни, кардинально изменившая жанр — намеренное сокрытие от глаз зрителя источников ужаса. Скажем, самих монстров мы или не видим, или едва различаем во тьме, зато нам не по себе от реакции на них персонажей, от страшных звуков и двигающихся теней. В общем, та же фишка, что с отличием порнографии от эротики — подключается воображение зрителя.
А еще, в этом фильме впервые использован прием, без которого и по сей день невозможно представить ни один фильм ужасов — "автобус". Это когда напряжение нагнетается до предела, вот-вот что-то произойдет, и вдруг — ба-бах! — действительно происходит, но не Самое Страшное, как мы полагали, а наоборот, ерунда какая-то. Почему этот прием называется именно "автобус"? Кто смотрел фильм, думаю, понял, а кто нет — догадался. Можно еще добавить, что на тестовом просмотре фильма, в рабочем квартале, Льютон ожидал полного провала. Ведь перед фильмом показывали мультики про Тома и Джерри и бескультурный пролетариат громко мяукал, кис-кискал и т.д. И когда, наконец, появилось название фильма "Люди-кошки", этот галдеж достиг апогея. Но вскоре народ притих, зачарованно глядя на экран, а потом и задергался от ужаса — весь зал, на определенных моментах (особенно на "автобусе") синхронно, со сдавленными и не очень криками ужаса, вскакивал с мест.
Фабула фильма такова. Молодой человек знакомится в зоопарке, у клетки с пантерой, с девушкой по имени Ирена Дубровна (Сербия). Он влюбляется в нее и женится на ней, хотя она не позволяет ему даже поцеловать себя. Девушка аргументирует это тем, что сама она из деревни проклятых, из кошачьего племени, генетически сформировавшегося в течение веков под игом Османской империи. Поэтому ей нельзя испытывать сильные страсти, иначе она превратиться в пантеру и порвет всех на части. Таким образом, испытывавшие ненависть к оккупантам крестьяне, обороняли свои земли от янычар. Муж, само собой, находит ей психиатра, который все ее страхи научно обосновывает и назначает лечение. Кроме того, психиатр возжелал пациентку, а муж женщины-кошки, неудовлетворенный неспящей (с ним) красавицей, стал пропадать с другой женщиной, коллегой по работе. Феминафелина, прознав об этом, возревновала...
Психиатра играет Том Конвэй. Это введение в ужастик психоанализа тоже оказалось новаторством и очень понравилось как хозяевам сткдии, так и зрителям — ведь до конца неизвестно что с теткой — психованная или монстр. Опять же, зрителю приятно наблюдать и то, как расплачивается за свою ограниченность, похотливость и самодовольство высокооплачиваемый доктор полушарлатанской специализации.
В общем, фильм произвел настоящий фурор, спас студию от банкротства и Льютон с Турнье (а в последствии с режиссерами Марком Робсоном (который был монтажером первых фильмов с Турнье) и Робертом Уайзом), продолжили выпуск высокохудожественных малобюджеток "низкого жанра" по изобретенному рецепту, Следующим таким фильмом стал "Я гуляла с зомби", своеобразная адаптация романа Шарлотты Бронте "Джейн Эйр".
Что же касается "Людей-кошек"... В 1944 году Роберт Уайз под мудрым руководством Льютона снял сиквел "Проклятие людей-кошек", а в 1982 году Шредер снял по мотивам оригинального фильма осовремененный римейк.