"Это была музыка, которая не только сбежала, но и ограбила по пути банк. Это была музыка с засученными рукавами и расстегнутым воротником, она улыбалась, поднимала приветственно шляпу и крала у вас бумажник. Это была музыка, которая проникает сразу в ноги, не нанося визита Господину Мозгу". ("Роковая музыка")
Совершенно случайно попала на мультфильм-экранизацию Пратчетта. Популярность фантаста-юмориста Терри Пратчетта в России зашкаливает, поэтому думаю, что информация о том, что по "Роковой музыке" еще в 1997 году был сделан мультфильм, многих фанатов писателя удивит. Прорисовка квадратная, скупая, но зато прямо по тексту. Стоит отметить и своеобразную манеру художника, сделавшего из Сьюзан весьма неординарно выглядящую особу.
Для тех же, кто с Пратчеттом и его Плоским Миром сталкивается в первый раз, несколько слов о сюжете: Смерть устает от предопределенности своей работы, от своей памяти, позволяющей помнить даже то, что еще не случилось, и уходит в мир людей с целью забыться. Ну а пока скелет в плаще пытается напиться или вступить в иностранный легион, умерших людей некому освобождать от пут. Чтобы спасти реальность от перекоса, друзья Смерти отправляются за Сьюзан, странной девочкой, которую научили, что волшебства не бывает. Оказывается, эта девчонка — внучка Смерти, и теперь ей придется убивать людей вместо своего дедушки. Первый блин, как говорится, комом, — когда Сьюзан приходит забрать жизнь играющего в баре музыканта, что-то происходит — и песочные часы жизни лишаются песка, в них теперь горит голубой огонь. Парнем овладела Роковая Музыка, заражающая всех вокруг. Группа, состоящая из гнома, тролля и орангутанга на клавишных приносит в мир Анк-Морпорка настоящий рок-н-ролл, а заодно полностью овладевает парнем-гитаристом, лишая его собственной воли. Все это сдобрено специфическим юмором и периодическими мировоззренческими телегами со стороны Смерти.
На мой взгляд, мультфильм страдает тем же, чем и книга. Пратчетт при всем своем пародийном таланте легковесен, чем и разочаровывает. При сравнении с однообразными фэнтези-опусами про путешествия людей в мир будущего/фэнтезийный мир Плоский мир значительно выигрывает, но только при таком раскладе. Стоит отметить легкость в обращении с такими вопросами, как бытие Смерти, наличие симпатичных мелких деталей быта, обстебанных писателем. К сожалению, качество и клише юмористического фэнтези со времен того же Джека Вэнса значительно поистаскались, так что приходится удовлетворяться Пратчеттом. Первые четыре серии смотрятся легко, а затем кутерьма с эльфами, лабающими хипповские мотивы, начинает утомлять. Внедрение шоу-бизнеса в сказочный мир вызывает скуку. Поэтому мультфильм получает свои честные три балла из-за попытки объективности — ведь я терпеть не могу Пратчетта.