Режиссер:
Юрий Мамин. Оператор — Сергей Некрасов, сценарий — Вячеслав Лейкин, звукорежиссер — Леонид Гавриченко.
В главных ролях: Виктор Сухоруков, Александр Медведев, Владлен Бирюков. В ролях: Артур Ваха, Анатолий Журавлев, Александр Лыков, Юрий Мамин, Виктор Михайлов, Сергей Селин и др..
Награды: МКФ в Сан-Себастьяне (Приз FIPRESCI — Юрий Мамин)(1990).
Накачанные парни в цилиндрах и плащах, с бакенбардами и строками Пушкина, тростями вразумляющие народ. Строй костюмированных любителей поэзии на охране укрывшегося партийца, которого осаждают недовольные массы. Молодые "пушкинцы", сражающиеся с молодыми "лермонтовцами" в парке. Чеканные "Явас-любил-чегожеболе!" в качестве дисциплинирующего марша городских патрулей — пушкин-югенд, геноссе в бакенбардах. А ведь во время выхода фильма Мамина упрекали в излишнем социальном пафосе, говорили, что это фильм-однодневка, родившийся на фоне кипевших противоречий: "Этот вечнозеленый, как сама жизнь, кич [про матрешки с пушкинским профилем]окажется гораздо более живучим, нежели все страхи и страсти начала 1990-х гг., — что в полной мере подтвердит пушкинский юбилей 1999 г", "социальный гротеск долго не живет". Статьи критиков, как это всегда бывает, испытания временем не выдержали, а фильм Мамина вынырнул из пучины, свежо и красочно отображая сегодняшний день. Причем в нынешних реалиях он имеет широкое пространство для трактовки, смотрится как китчевая комедия (тогда как зрителям девяностых в нем юмора не хватало) и как острая сатира.
Например, в картине присутствует поистине магический эпизод, когда скульптор парой движений, нахлобучив несколько кусков материала на бюст Ленина, получает на выходе изображение Пушкина. На такое смотришь, раскрыв рот, — магия, что ни говори. Мамину удалось снять не узконаправленную сатиру на безвозвратно проходящую дату, а остросоциальный документ о точках, к которым рано или поздно возвращается история. "Бакенбарды" не вычеркнуть из обихода во времена "Румола", "Наших" с их съездами и красными трусами, во времена "православного корпуса", раздающего крестики на улицах, эмобоев и национально-религиозных патрулей, получающих пизды от гомосеков в парке. Никак нет, сэр. Я бы даже сказала, что реальность гораздо более гротескна, чем зловеще-фееричная фантазия Мамина. Жизнь ярче, в ней больше поворотов, чем в любом кино, но это не умаляет режиссерского мастерства, позволившего и развлечь, и вскрыть, и даже немного запугать зрителя. А еще это смешно.
В центре повествования находится город Заборск, страдающий от разгула молодежной группировки под названием "Капелла". Капелла представляет собой гибрид между хиппи и разнузданной, испорченной молодежью, беспрестанно совокупляющейся, устраивающей оскорбительные спектакли, пьющей и буянящей как в собственном сквоте, так и на улицах. Жители города боятся и ненавидят позорящих тихий городок хулиганов, но что делать, если в тусовку попадают дети весьма известных шишек. Единственными, кто борется с "заразой", являются "Бивни" — это мощные, но тупые быки, качающие железо в подвале, а ночью насилующие и избивающие членов Капеллы. Такой у них метод борьбы с социальным разложением. Капелла подается в духе вульгарного театра улиц, Бивни — карикатурный образ гопников.
В этот-то городок и прибывают два одетых "под Пушкина" мужчины — некрасивый, низенький Виктор, считающий себя похожим на Александра Сергеевича, но ощущающий недостаток фактуры, и молодой интеллигент Сашка, желающий улучшить бытие. У них в планах навести порядок в городе, в качестве знамени — стихи и жизнь Александра Сергеевича, великого поэта, светила духовности. Несмотря на скептицизм попивающих водочку скульптуров, пришельцам не только удается организовать клуб любителей Пушкин АСП, но впору и перевоспитать Бивней, обработав их историями про то, что Пушкин, бывало, тросточкой оходит... В итоге качки переодеваются в плащи, вкушают интеллигентность и превращаются в бродячий полк, взявший контроль над городишком в свои железные руки. Тут тебе и ночь длинных тростей, и мегамюзикл про "Мы тоже балдели и пили вино, но Пушкин — он Пушкин, а мы — никто", и мишени для стрельбы с Дантесом, и "Заводной апельсин", и... Как все это пришло в голову поэту Вячеславу Лейкину (он выступил автором сценария), можно только догадываться. Но получилось отлично.
Мамин проиллюстрировал, что любой позитивный девиз вроде "мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы" можно использовать, чтобы создать агрессивную группу тоталитарного склада. В том, что стильная "униформа" и новый вид борьбы (фехтование тростью с тяжелым набалдашником) приходятся по вкусу Бивням, нет ничего удивительного. Мне "Бакенбарды" очень понравились тем, что соединяют в себе социальную критику и сюр, водевильность воплощения, которое заставляет посмеиваться. Второстепенные персонажи тоже подобраны очень удачно (родители девушки из "Капеллы", партийные работники), не говоря уже о скульпторах, всю жизнь ваявших бюсты Ильича. Витька — отдельная история. Сухоруков исполнил роль варварски, с вызовом, превратив фильм-памфлет в гораздо более широкое поле для интерпретаций. Причем Мамин сомневался, брать ли его, считая, что Сухоруков староват, на что актер ответил ему следующее: "Это я староват? Это твой герой слишком молод. Он на самом деле должен быть с пятью образованьями и без возраста. Чтобы люди глядели на него и удивлялись: откуда этот урод взялся?" Так и вышло.
Ну а в качестве бонуса тот самый "Пушкин-блюз" клуба АСП: