Режиссер:
Альфред Хичкок. Сценарий Эван Хантер (по рассказу Дафны Дю Морье), продюссер Альфред Хичкок, музыка Бернард Херрманн (также Клод Дебюсси "Арабеска №1"), оператор Роберт Бёркс.
В главных ролях: Типпи Хедрен, Род Тейлор. В ролях: Джессика Тэнди, Сюзэн Плешетт, Вероника Картрайт, Альфред Хичкок.
Интересные факты о фильме:
Типпи Хедрен в действительности во время съемок была ранена птицей в лицо.
В начале фильма есть эпизод, в котором снялся сам Альфред Хичкок — он играет человека, который ведет двух собак (собаки принадлежали самому Хичкоку).
Сцена в конце фильма, в которой Хендрен подвергается нападению птиц, снималась целую неделю. Чтобы птицы не смогли улететь, их привязали к одежде актрисы длинными нейлоновыми нитями.
Фильм не заканчивается традиционными словом "Конец". Хичкок таким образом хотел произвести впечатление бесконечного ужаса.
Запланированную финальную сцену, в которой полчища птиц должны были скрыть собой мост "Золотые ворота", так и не сняли из-за дороговизны. Версия для печати
Есть несколько гипотез происхождения птиц. По одной менее романтичной птицы произошли от археоптерикса — какой-то таинственной первоптицы из учебника по биологии. Она жила во времена динозавров, была не крупнее сороки и судя по рисунку обитала сначала на дереве, а потом в камне в какой-то сумеречной вычурной позе. От неё, верно, ничего и не осталось кроме отпечатка, который нам выдают за археоптерикса. Такие вот странности эволюционного процесса: от порхающих стаек первоптиц, ворующих ложки и зеркальца остался лишь отпечаток в камне, фактически: знак. Так биология становится родом семиотики. А археоптерикс, вот забавно, становится значением знака, изображающего археоптерикса. Наверно из учебника палеонтлогии получился бы отличный букварь. С другой стороны, от нас даже и такого не останется. Надеюсь.
Другая, более романтичная гипотеза, выводит птиц прямиком от динозавров. Мол, мельчали ящеры, мельчали и вот домельчались. В зареве глобального исчезновения погибли только крупные особи, а мелкие незамеченными прожили до сих пор в виде птиц, маленьким проще затеряться в толпе и выжить. Тока-де академическим учёным невдомёк понять эту простую мысль, несмотря даже на то, что кто-то когда-то нашёл совсем еретический знак в земле — останки теплокровного динозавра (возможно ещё тёплые). Всем давно известно, что животный мир распадается сверьху вниз на несколько кругов по степени приближённости к царственной особе. Самые близкие круги ограничены пойкилотермностью — той самой теплокровностью, которая — вот дела — возносит птиц и млекопитов на какие-то недосягаемые высоты, пропасть между холодной кровью и тёплой непроходима как пропасть между английскими королями и гонконгскими официантками. Между тем, по романтической гипотезе, скелеты птиц до смешного похожи на скелеты динозавров. И вот ещё, до смешного похожи на скелеты крокодилов, которых однако за внешний вид (который обычно в классификации ценится значительно меньше) определили в рептилии, они же пресмыкающиеся. С тех пор крокодилы пресмыкаются, ползают на брюхе и рожают в муках. А ещё у них языка. Они немы.
Собственно определили по простой причине идеологического характера, чтобы локализовать в одном классе большую часть будущих киномонстров. Аллигаторы, анаконды, парки юрского периода, всяческие лохнессы одним изящным росчерком пера оказались в единой таксономической единице. Тогда как птицы, которые по строению скелета так близки крокодилам и динозаврам оказались совершенно в другой, потому что и вид у них презентабельный, и кровь тёплая, ну и наконец самое главное, даже христианский бог не гнушался являться в виде птицы. Тогда как христианский диавол не гнушался являться в виде змея. Вот и простая дихотомия — женщина-змея-диавол, мужчина-птица-бог. Логично, что зло должна нести женщина. А если она принесёт зло в виде птицы? Посмотрите на птиц — они не сеют и не жмут, вас отец небесный питает их.
Не таков был Хичкок чтобы идти на поводу у таксидермистов. Сделать монстра из нильского крокодила или боа-констриктора большого ума было не надо. Вот Хичкок и шёл другим путём — супротив законов биологии. Он сделал монстрами птиц. А так как ясно было, что из этой бездумной орущей оравы монстр так себе, он филигранно зарифмовал пташек в любовную историю, превратив из реальной угрозы в угрозу какую-то поэтическую и иносказательную. Ведь, он, столь влюблённый в кино, не перенёс бы кабы зрителям пришлось на протяжении одного фильма смотреть одну только любовь. Кино — кусок пирога, и зрителю должно быть интересно. Так любовь помогла сделать киноисторию интересней.
В фильме есть момент, когда какая-то женщина в истерике упрекает Мелани Дэниэлс в том, что птицы напали на город после её приезда. Получив суровую и вескую пощёчину женщина приходит в себя и понимает, что была не права. Между тем, Мелани (совершенный прототип Пэрис Хилтон, кстате) весь фильм так нагло и часто врёт напропалую, что даже её пощёчине я бы не стал верить. Почему? Потому что коли воспринимать фильм "Птицы" не как фильм, а как некую реальную историю, то получается, что именно Мелани, которая по сценарию (велению судьбы) поехала с парочкой неразлучников в Бодаго-бей за смазливым незнакомцем, выбрала этот город для атаки птиц. Не существуй этой истории, не было бы и Бодаго-бея, или назови они в истории город по-иному, насели его иными персонажами и наш, невоплотившийся, Бодаго-бей не подвергся бы нападению. А тут можно вернуться к истории с женщиной, принёсшей зло в виде птицы. Характерно, что в конце птицы делают попытку заклевать Мелани, но Митч, который по фильму хозяин семьи, надёжа, опора, а следовательно заместитель бога на земле, вытаскивает её из лап птичек божьих. Хотя казалось бы — дай заклевать, и всё само закончится. Аннет — любовь (которая всегда права и всё такое) и всепрощение (ага! христианская иллюзия). Герои бегут прочь в винтажном автомобиле, а мне вдруг вспомнилась реплика из книги Берроуза "Западные земли" про то, что в средние века чума всегда начиналась одинаково — грязный, оборванный мальчишка жадно пил воду из городского источника, а после исчезал. Открытый финал фильма можно понять двояко — с одной стороны см. выше — любовь всегда права, любовь исцеляет и любовь — морковь. С другой — попугайчики убежали вместе с ними, и кто знает не продолжат ли они ходить по рукам и губить людей, как и "Телохранитель"?
Почему ещё можно обвинить Мелани в использовании примитивной магии? Потому что птицы ей на каждом шагу помогают. Сначала помогают познакомиться, потом своими атаками помогают остаться в доме и втереться в доверие к матери Митча. Наконец они заклёвывают её возможную соперницу. В финальной сцене всё дышит миром и ладаном — птицы позволяют им уехать, а открытая улыбка матери Митча показывает, что она позволяет ей забрать своего сына. Путешествие не прошло даром, нападение монстров принесло понимание и примирение.
А вот и финальный вопрос — так были ли птицы монстрами? Ну или по-другому: а реально ли вообще сделать монстров из этих зверушек, чьё само поведение так же далеко от монструазности, как и от любого намёка на осмысленность.
Ваше время тратил Нгоо.
пысы — хотелось бы в завершении отметить, что нет ничего более бессмысленного чем комментировать вещь в себе. Фильмам Хичкока свойственна одна противная:) особенность — они настолько совершенны, прекрасны, прозрачны и замкнуты в себе, что вытягивать из них что-то — адская мука. Лучший способ понять и оценить "Птиц" — это посмотреть их. Всё остальное, в том числе и читка этого вот текстика — пустая трата времени.
пысыпысы — у меня в детстве жила дома ворона на излечении. Кажется ей кто-то подрезал крылья, а потом её чуть не заклевали дрозды. Сердобольные родственники взяли её на медицинские процедуры, а после она оказалась почему-то у нас. К весне крылья у вороны отросли и её отвезли на дачу, где и выпустили в природу. Жалко, что мы взаимно опасались друг друга и она так меня ни разу и не клюнула.