ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)


Бегущий по лезвию
Средняя оценка: оценка: 4.5
1982. США. 114 минут.
Жанр: фантастика.

Режиссер: Ридли Скотт.
Сценарий: Хэмптон Фэнчер, Дэвид Пиплз (по роману Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?"),
Оператор: Дэвид Кроненвет,
Композитор: Вангелис,
Продюсер: Майкл Дилей.

В главных ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг.
В ролях: Эдвард Джеймс Олмос, М.Эммет Уэлш, Дэрил Ханна.

Награды:
BAFTA — Лучший оператор, лучший дизайн костюмов, лучшая работа художника.
Hugo Awards — Лучший драматический фильм.
London Critics Circle Film Awards — Лучшие визуальные эффекты.
Los Angeles Film Critics Association — Лучший оператор.

Смотри также: Фильмы про роботов и киборгов

Версия для печати

Владимир Гордеев: Ностальгия по будущему, которого не было

оценка: 5

Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)Об этом фильме уже тысячу раз сказано-пересказано. Ридли Скотт продолжает плодить режиссерские версии и коллекционные издания своего детища (по весу сравнимого разве что с 68-килограммовым "младенцем-гуманоидом новой космической эры" из "2001: Космической одиссеи" Стенли Кубрика). Существует среди некоторых зрителей и критиков некоторая аксиома, мол, могущественный талант Ридли Скотта заключается в умении ставить свет на съемочной площадке. На этом всё и заканчивается. Впрочем, "Чужой", а особенно "Бегущий по лезвию" опровергают мнения о Ридли Скотте, как о довольно ограниченном, хотя и единственном Настоящем Гении Световых Пятен.



Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982) "Бегущий по лезвию" — непревзойденный футуристический шедевр. Снят он более двадцати лет назад, но именно то будущее человечества, которое изображено Ридли Скоттом, кажется мне наиболее убедительным. Я не имею в виду, что мир постигнет ядерная катастрофа, по улицам начнут бродить репликанты, а кто-то их будет отстреливать. Дело совсем в другом, мне кажется, что именно мир, показанный Скоттом, я бы вспоминал в припадках старческой ностальгии, если бы жил много-много лет вперед. "Memories of green" — так называется одна музыкальная тема из саундтрека, написанного к фильму Вангелисом, тема вялая, медитативная, пространная — мечта о безвозвратно-утерянном зеленом мире (кстати, и в видеоряде фильма полностью отсутствует зеленый цвет, появляясь лишь в "продюсерском" финале образца 1982 года — продюсеры настояли, чтобы Скотт изменил концовку). Как мечта сэра Джона Ди, персонажа романа Густава Майринка "Ангел Западного окна", который, пребывая в дремучем неведении 16-го века, стремился к таинственной, притягательной, насыщенной красками и жизнью, необретенной стране Greenland, где его якобы ждало счастье. И, собственно, такое же размытое, неопределенное желание простого, но неуловимого счастья движет персонажами фильма: что людьми, что произведенными ими роботами, которые отличаются от своих создателей лишь скоростью реагирования зрачка во время вопроса о помощи живым существам. Но время касается лишь микросекунд, — по сути, технической стороны вопроса…

Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)Впрочем, ни слова о сюжете. Сюжет вечен, а развязка всей этой детективной истории достаточно банальна, причем в обоих вариантах: недосказанном скоттовском и досказанном продюсерском. Я лучше еще раз повторюсь: фильм изумительно снят, это не фильм, а прекрасное сновидение, посреди которого вдруг на холсте или книжном листе (кому что нравится) вдруг проступают капли настоящей человеческой крови, чтобы через мгновение вновь раствориться в призрачном тумане никогда недостижимого, но удивительно нереального мира. Разумеется, "Бегущего по лезвию" я считаю чрезвычайно декадентским фильмом, хотя за много лет до меня жанру, в котором сделан этот замечательный фильм, придумали гораздо более удачное и точное название — tech noir.

(28.10.2006)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Снятся ли режиссёрам кровавые мальчики?

оценка: 4

История моего знакомства с этим фильмом драматична и наполнена дрёмами. Занудная музыка Вангелиса и нарочно неторопливое развитие событий не раз погружали мой мозг в сон, и я просыпался ближе к финальным титрам, проклиная Ридли Скотта за неуважение к зрителю. Ситуация выправилась с изобретением формата dvd, когда рядовому пользователю компьютера попал в руце мощный инструмент борьбы со сном — кнопка backspace. На самой границе сна, кладя тяжёлую голову на руки можно было просто случайно задеть эту продолговатую кнопку и не оказаться вне обстоятельств, потому что, как известно backspace отвечает за паузу.

Вымучив таким образом фильм я, однако, не обрёл больше понимания в его сюжете. "Бегущий по лезвию" существует, по крайней мере, в двух вариантах — в режиссёрской версии и нережиссёрской. Первая отличается от второй полным отсутствием закадрового текста — совсем по заветам Хичкока, который считал, что в кино не место диалогам и уж тем более "голосу Капеляна за кадром" — все, что может быть показано визуальными средствами, должно быть показано визуальными средствами. Вот только беда в том, что Скотт — не Хичкок не капли. Поэтому режиссёрская версия превратилась у него в натуральный ребус. Там где в нережиссёрской версии подробно обсасываются обстоятельства жизни и творчества Деккарта, и где Хичкок бы эти же обстоятельства изобразил парой сотен монтажных склеек, в режиссёрской версии даются планы инфернального Сан-Франциско, по которому летают кары. Очень познавательно.

С другой стороны — экий получается парадокс: фантастический детектив при урезании закадрового текста превратился в авторский артхаус. Порушив перекрытия и оставив киноздание эдаким сухоньким скелетом, Скотт предоставил зрителю самому разбираться в происходящем. То есть диктат автора он заменил иллюзией свободы с бесконечным числом интерпретаций. Тотальная неопределённость, кинотесто, из которого можно испечь хоть хвост, хоть рыбью чешую. Не даром родился занимательный вопрос — а был ли Деккарт репликантом — Скотт предлагает собрать конструктор и самому уверовать в один вариантов: либо "да", либо "нет".

Забавно, но у этой двусторонней медали есть и третья сторона — литературный первоисточник "Снятся ли андроидам электроовцы" за авторством Филиппака Дика, который снова-таки не может выступать ключом к пониманию фильма, потому что к фильму имеет достаточно опосредованное отношение. Даже проблемы, затрагиваемые в кино и романе различны. И уж кнчн Дик пусть и заикается разок о сущности Деккарта, вовсе не подкидывает улик, которые бы заставили считать его андроидом.

Опять соотношение кино/литературный первоисточник своей нетождественностью подталкивает к парадоксальной мысли о том, что литература — это служанка кинемотографа. Кино выступает высшим звеном пищевой цепи. Мальчиком, который подбирает камешки и строит из них замок, совсем не задумываясь над тем, зачем эти камешки и почему. Ясно, что язык и ситуация литературы таковы, что не всякое литературное произведение может без изменений быть адаптировано для кино. Но когда изменениям подвергается сама суть книги, в этом додумывании кроется своеобразный снобизм и высокомерие. Ведь Скотт (ну или сценарист Скотта) не придумывает некий мир, населяя его существами, он просто берёт роман Дика, вырезает то, что ему не нужно, наполняет его своими чувствами, мыслями и переживаниями, будто чувства, мысли и переживания Дика не достойны того чтобы быть перенесены на киноэкраны.

Роман повествует о нравственной ломке Деккарта, в центре же фильма — история, попахивающая "Серцем бури" о харизматичном андроиде имеющим силу стать сверхчеловеком, но не имеющим на это времени. Акцент не просто усилен или ослаблен, акцент изменён до неузнаваемости.

В принципе кино, мимикрикующее под реальность, с самого начала обращалось легко и бестрепетно с источниками, потому что оно было искусством новым, совершенным, выстраданным. Оно выглядело эдаким суперсовременным андроидом супротив человека. Поэтому чего ему было канителиться с низшими организмами, если оно не столько воссоздавало реальность, сколько её создавала. Постановочные кадры взятия Зимнего, снятые Эйзенштейном, стали документом эпохи, свидетелями-очевидцами осенней ночи 17-го года. Актёры, игравшие Чапаева, Ленина или Сталина заслонили в глазах зрителей их реальные прообразы. Не важно стало какими они были людьми на самом деле, в память и легенды вошёл кинотекст, закрепив за кино особую роль в человеческой культуре.

Такое пренебрежительное, патерналистское отношение к реальности не могло не перекинуться и на литературу. Режиссёры стали относиться к материалу как Пигмалионы к Галатее — они его не столько оживляли, сколь переосмысливали, воспитывали, переделывали под себя. Это как взять чужого ребёнка, поработать над ним и выдать за своего. Наверно литераторам до слёз обидно смотреть как выстраданные ими строки плавятся в горне кинопроцесса, питая чужие вены.

Возращаясь к "Бегущему по лезвию" хочется ещё остановиться на его визуальной составляющей, по сути сформировавшей всю нынешнюю кинофантастику. Добавление изрядной толики хайтек-ориенталистики, инспирированной футуристическим выглядом японских и китайских городов оживило урбанистические виды и отодвинуло их во времени, сделав непривычными и необычными. Сочетание ультрасовременности и обилия хлама ввело необычный привкус в повествование, вскрыло сложную проблемную подноготную мира будущего — совсем как во времена экспрессионизма подавленные кризисом послевоенной Германии, художники и режиссёры воплощали социальные проблемы в культуре, Скотт воплотил на киноэкране неустойчивость, хрупкость и неуравновешенность современного ему мира, который перестал верить, что будущее решит все проблемы. Нет, будущее привнесёт новые так и не решив старые. Темнота и дождь — мрачные спутники тайны — благодаря "Бегущему по лезвию" завоевали сердца зрителей и проникли в каждый второй фильм. Вот только те фильмы обладали куда как меньшей способностью вызывать сон Нгоо...

(01.05.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: