Режиссер:
Роман Полански. Сценарий: Роман Полански, Энрике Урбизу (по роману Артура Переса-Реверте "Клуб Дюма"), Оператор: Дариус Хонджи, Композитор: Войцех Килар.
В фильме все хорошо, кроме сюжета. Трудно сказать, кто свинью подложил — сценаристы (Полански и Энрике Урбизу) или автор литературного первоисточника Артуро Перес-Реверте, — потому что роман я не читал.
Главный герой фильма, "книжный детектив" Дин Корсо, нанят коллекционером-миллионером Борисом Болканом, перед ним стоит задача проверить подлинность Главной Книги Коллекции — "Девятые врата в Царство теней". Этот Дин Корсо — персонаж, который выпадает из фильма. Его функциональное предназначение заключается в том, чтобы скрывать от зрителя передвижения своего работодателя. Корсо вообще ничего не делает. Всё за него делает Болкон: убивает владельцев других изданий, выдергивает из этих изданий эстампы, а книжки сжигает... При этом он платит главному герою миллион долларов за услуги, а кроме того отдает ему главное сокровище — свою книгу, которую Корсо в конце концов проебывает. Можно было бы предположить, что все это он делает для того, чтобы подставить Корсо, но нет, в конце фильма, пренебрегнув правилами конспирации и перевода стрелок, Болкон врывается в замок миссис Телфер, похитительницы книги, и на глазах у десятков человек убивает ее. Непонятно также, зачем Болкон пригрел на своей груди змею — Эммануэль Сенье, которая по указке Болкона помогает Корсо в его бессмысленной миссии (причем ловкость ее настолько несравнима с ловкостью деревянного Корсо, что вполне можно было бы обойтись и без этого высокооплачиваемого разнюхивателя), а потом обжуливает всех.
Оккультный триллер Романа Полански, красивый и мрачный, "готичный", грешит именно отсутствием логики. Вернее, смысла. Режиссер идет по лезвию бритвы: раскручивает сюжет через совершенно ненужного персонажа. Персонаж Джонни Деппа торчит посреди экрана, как бельмо в глазу, заслоняя настоящую картину событий от зрителя. Зрителю приходится довольствоваться этим бельмом, и когда в конце фильма интрига разрешается, зритель неизменно чувствует какой-то подвох. А подвох в главном — в крайне неубедительной мотивации и поведении героев фильма, из-за чего и сам фильм разом теряет достоверность, превращаясь в глуповатый, кичевый лубок на популярную тему сатанизма. Пожалуй, это самый сырой и непродуманный фильм Поланского после "Пиратов".