Режиссер:
Джон Хьюстон. Сценарий: Джеймс Эджи, Джон Хьюстон (по роману С.С.Форрестера), Оператор: Джек Кардифф, Композитор: Аллан Грэй, Продюсер: Сэм Шпигель.
В главных ролях: Хамфри Богарт, Кэтрин Хепберн. В ролях: Роберт Морли, Питер Булл, Теодор Бикель, Уолтер Готелл.
Награды: "Оскар" — лучший актер (Х.Богарт). National Film Preservation Board, USA.
Интересные факты о фильме:
Первоначально планировалось, что главные роли исполнят Джон Миллс и Бетт Дэвис.
Сцены на берегу, заросшем тростником, снимались в Дальяне, Турция.
До съемок в фильме лодка "Африканская королева" проплавала 40 лет. Называлась она — "Л.С.Ливингстон". Нынче она стоит на вечном приколе у гостиницы "Холидей Инн" возле Шоссе №1, Кей Ларго, Флорида.
Уолт Дисней использовал коллизии из фильма для аттракциона "Круиз в джунглях" в Диснейленде.
Хэмфри Богарт во время съемок постоянно заливал за воротник. Демонстрируя свое отвращение к партнеру-алкоголику, Кэтрин Хепберн пила только воду и в результате заболела дезинтерией.
Пиявки были сделаны из пластилина, а плесень из резины.
Ходили легенды, что вместо того, чтобы, засучив рукава, работать над картиной, Джон Хьюстон был долгое время увлечен охотой на слона.
Профсоюз берлинских кинопрокатчиков требовали убрать фильм из программы Берлинского кинофестиваля, так как он имеет антигерманские настроения.Версия для печати
Приключенческий фильм Джона Хьюстона "Африканская королева" можно считать предтечей сериала о похождениях Индианы Джонса. Совпадение по ряду пунктов: сильная комедийная составляющая, причем, не идущая в ущерб динамичности; экзотика; события происходят в первой половине ХХ века (когда деревья были большими); ну и, наконец, главное — герои фильма противостоят Германской империи. Есть и некоторые расхождения. Во-первых, Чарли, герой Хэмфри Богарта, в отличие от Индианы Джонса необразован. Кроме того, он не искатель приключений — приключения сами находят его. Персонаж Харрисона Форда является персонажем скорее комикса, чем драмы. У Богарта арсенал эмоций и чувств несравненно богаче. Но объединяет их позитивизм, бодрость духа. Это очень и очень положительные герои.
В "Королеве" есть классные кадры, когда Чарли кривляется перед Роузи, передразнивая животных. По веселой, энергичной атмосфере фильма чувствуется, что "приключение" задалось для всей съемочной группы. Распространенный миф гласит о том, что Хьюстона охота на слонов интересовала несравненно больше кинопроцесса. Видимо, ему всё-таки удалось завалить слона. Богарт на съемках бухал. Хьюстон, вероятно, квасил тоже (они с Богартом были друзьями "не разлей вода"). А Кэтрин Хепберн играла в фильме саму себя. Ее нежный друг, актер Спенсер Трейси, тоже был приятелем (собутыльником) Хамфри Богарта, поэтому Кэтрин негативно относилась к пьянству и пыталась как-то повлиять на мужчин. "Африканская королева" — яркое зрелище, в котором просто невозможно найти отголоски депрессивного урбанистического нуара, с которого Хьюстон начинал свою карьеру. А в финальных титрах картины будет горделивая надпись: "Фильм снимался в Африке"… Думаю, продюсерам следовало бы моментом открыть туристическую фирму "Африканская королева" и в тех же самых титрах прописать адресок конторы.
Важная и привлекательная сюжетная линия в фильме — романтическая. Если уж я начал сравнивать классику с неоклассикой, то продолжу. Постановщик "Индианы Джонса" Стивен Спилберг удовлетворялся одной лишь романтикой приключений. Женские персонажи в его фильмах присутствовали как некий необязательный реликт. В Голливуде пятидесятых годов этого было недостаточно. Поэтому в фильме Хьюстона вместо одного — два главных героя. Мужчина и женщина. Главный отрицательный персонаж в фильме отсутствует. Мужчина и женщина противостоят враждебному окружающему миру, состоящему из москитов, крокодилов и немецких солдат. Кэтрин Хепберн играет энергичную миссионершу Роуз Сэйер (slayer?). После набега немцев на миссию, она садится в паровой катер Чарли и убеждает его, что им надо плыть к устью реки и взорвать какой-то германский пароход, а потом прорваться к своим и принять посильное участие в Первой мировой войне. "Безответственному" Чарли абсолютно не хочется принимать участие в какой-либо нервотрепке, тем более такой опасной, но будучи человеком покладистым, добродушным, он заводит мотор, надеясь, что в скором времени ему удастся Роуз переубедить. Как бы не так. Роуз быстро берет Чарли в "оборот". Наутро второго дня она даже выливает за борт все его припасы спиртного! (Эта сцена впоследствии была перетащена в "Пиратов Карибского моря"). Когда Чарли протрезвеет, побреется и умоется, начнет перед Роуз заискивать, ее сердце растает, и мировой кинообщественности будет явлен один из самых трогательных дуэтов в истории кино.
В последнее время я часто смотрю и пересматриваю "золотую" американскую классику, подвергаю ее, так сказать, ревизии. Ибо сдаётся мне, что оценки, выставленные американскими кинокритегами вроде Молтина или Эберта своему национальному кинонаследию, являются сильно завышенными. Но "Африканская королева" получает обол в копилку и от меня.