ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Темная половина / The Dark Half (1993)


Темная половина
Средняя оценка: оценка: 3.5
1993. США. 122 минуты.
Жанр: детектив / ужасы.

Режиссер: Джордж А. Ромеро.
Сценарий: Джордж А.Ромеро (по одноименному роману Стивена Кинга),
Оператор: Тони Пирс-Робертс,
Композитор: Кристофер Янг.

В главных ролях: Тимоти Хаттон, Эми Мэдиган.
В ролях: Майкл Рукер, Джули Харрис, Роберт Джой.

Награды:
Fantafestival — лучший фильм, сценарий, актер (Т.Хаттон)..

Интересные факты о фильме:

  • Фильм был снят в 1991 году, но на экраны вышел только в 1993 (в 1991 году компания "Орион" обанкротилась).

    Версия для печати

Владимир Гордеев: В трансмутации — отказать!

Темная половина оценка: 3.5

Мой начитанный коллега Александр Руденко поведал, что "Темная половина" — последний хороший роман Стивена Кинга. Что, мол, после "Темной половины" американский писатель начал гнать порожняк, будто над его душой действительно встрял доппельгангер, сумрачное альтер-эго Кинга, и ворочая налитыми кровью глазами, приставлял к виску Стивена пистолет, заставляя строчить многостраничую мутотень. И Стивен, дескать, плакал, давился, но продолжал есть кактус. В смысле, продолжал работать, покрывать бумагу убористым текстом.

Ну что ж, возможно, роман "Темная половина" действительно удался. Не читал — и спорить не буду. А вот то, что фильм получился достойным, это я готов подтвердить.

До "Темной половины" Джордж Ромеро уже успел снять один фильм по рассказам Стивена ("Калейдоскоп ужасов-1", а кроме того, задействовал писателя в эпизодической роли в фильме "Рыцари на колесах"). И мне кажется, что Ромеро — один из немногих режиссеров, которые могут сделать из текстов Кинга по-настоящему увлекательный, скоростной (в отличие от литературного первоисточника) и страшноватый фильм. Очень к месту приходится и фирменный черный юморок Ромеро: сцены с кровавыми бесчинствами сардонического убийцы Старка — самые запоминающиеся в "Темной половине".

Вообще Стивен Кинг написал столько романов и повестей о трудных буднях писателей, раздираемых шизофренией, что, думается, он вполне мог прожить всю жизнь на необитаемом острове, полностью изолированным от человеческого общества... а под занавес жизни — опубликовать полноценное собрание сочинений в 20 томах. Никто не нужен Кингу, кроме него самого. Ему не грозят опасности, которых столь боялся Робинзон Крузо. Одиночество, недостаток общения и информации для Кинга не имеют никакого значения. У него весь остров был бы населен СтивеномКингом-Пятницей, СтивеномКингом-каннибалами, СтивеномКингом-рыбами и СтивеномКингом-солнцем, луной и звездами. В общем, скучно не будет.

Главный герой "Темной половины" — писатель Тед Бомонд. Еще будучи в утробе матери, он поглотил и растворил в себе близнеца (врач из фильма утверждает, что это в порядке вещей, каждый десятый эмбрион поступает таким образом). Но растворил не полностью. Опухоль головного мозга причиняла семилетнему ребенку, уже склонному к словотворчеству и получившему в подарок пишущую машинку, страшную боль. Когда хирурги вскрыли черепную коробку Теда, они обнаружили там сформировавшиеся глаз, нос и зубы. Совершенно жуткая сцена, настраивающая зрителя на сурьезный лад. В дальнейшем, видеоряд фильма будет отличать стандартная глянцевость, но умение режиссера неуловимо быстрыми штрихами рисовать страх на заурядном фасаде голливуцкого кино, эту глянцевость прекрасно оттенит. Очень хорош и Тимоти Хаттон, сыгравший Бомонда и его альтер-эго — Джорджа Старка. Быстрые перепады в настроении Теда, моментальный переход от благодушия к угрозе впечатляют, может даже, посильнее игры Николсона в "Сиянии" — всё-таки у Хаттона совершенно простецкое "недемоническое" лицо. Завихрения безумия, появляющиеся в (с виду) обывательски-благопристойном человеке, пугают. И совсем не узнать Хаттона в Старке, — будто играют два разных актера. Предельно напряженная, спазматическая физиономия Старка заставляют проникнуться болью за Хаттона (что же ты так измываешься над собою, Тимоти?).

Сюжет начинает развиваться в детективном ключе после того, как какой-то чувак раскрывает тайну Джорджа Старка и начинает шантажировать Теда. Дело в том, что под псевдонимом Старка Тед гонит кровавый ширпотреб и зарабатывает на этом большие деньги. Гораздо бОльшие, чем он зарабатывал бы, сочиняя интеллектуальные опусы, с которых начинал.

Тогда Тед пожадничал и решил похоронить Старка, раскрыв перед читателем все карты. Похороны он обставляет в ироничном ключе: ставит надгробие с именем "Джордж Старк" на кладбищенском участке Бомондов. А ночью, сразу после "похорон", возле надгробия появляется глубокая яма с отпечатками рук на краю… и начинается кровавая вакханалия. Джордж Старк не пожелал умирать…

Свежо звучит идея, что человек рождается добрым, потому что еще до рождения поглощает на биологическом уровне свою темную половину. Казалось бы, дуалистичность не пройдет! Однако, "зло" вылазит из глубин подсознания, как только человек принимается за творчество. Творить возможно только зло. Поэтому мир сотворен злым.

В сюжете "Темной половины" удачно сочетается фонтастега, хвилософия и психиатрическая ноука. Но еще более ценно то, с каким изяществом Кинг изобразил вечное противостояние "высокой литературы" и масскульта, перенеся ее в мир джекилхайдовских душевных конфликтов отдельного взятого психопата. Тед Бомонд выступает здесь натуральным алхимиком: выталкивая из себя "темную половину", он отправляет ее в материальный мир. Закон сохранения энергии в действии! Приятная парадоксальность фильма заключается в том, что зритель на стороне Теда, который, как и доктор Джекил, ратует за добро, разум и… интеллектуальную литературу. А между тем, сам фильм "Темная половина" сделан в жанре низменном, плебейском, жанре "хоррор". И зритель непроизвольно попадает в эту диавольскую сансару, из которой нет выхода. Зрителю — в трансмутации отказать!

(23.07.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: