В главных ролях: Томорово Тагучи, Кеи Фудзивара, Шинья Цукамото. В ролях: Ренцзи Исибаси, Нобу Канаока.
Награды: 1989 — лучший фильм — Fantafestival 1998 — награда на фантастическом кинофестивале в Швеции..
Интересные факты о фильме:
- композитором фильма выступил Чу Исикава, нойз-перкуссионист, сам конструирующий часть своих инструментов.
- кто бы мог подумать, что все это безумие частично снималось (в качестве оператора) задействованной в постановке актрисой? Сама Кеи Фудзивара впоследствии сняла экстремальный фильм "Орган", получивший несколько призов.
Захотелось маскарада по поводу Хэллоуина? Волшебных превращений? Если масок и тыкв недостаточно, чтобы создать для вас ощущение праздника смерти, пора обратить внимание на японский андеграунд. "Тетсуо" — культовый индустриальный кошмар, недра зловещего контркультурного киберпанк-манифеста не для слабонервных, сочетающего страх, отвращение и истинный восторг. Шинья Цукамото совместно с нойзовым перкуссионистом Чу Исикавой создал жуткую, бурлящую безумной фантазией картину превращения клерка в металлическое чудовище.Обесчеловеченный мужчина со сверлом вместо члена встречается с повелителем металла. Кошка, рыба и консервная банка превращаются в одно существо под воздействием расплавленной стали. Вонь и жар доменной печи и электрический тремор, напитывающий мутировавшее тулово. Куски тела явно лишние перед этим сплетением труб, вентилей, ручек, сегментов. Настоящая панк-фантастика. Цукамото удается сделать из блестящих деталей подобие опухоли. Пока в России снимали какую-нибудь "Маленькую Веру" или еще какой отстой, в Японии вовсю ковался Железный Человек, втыкающий в себя арматуру.
Сны и реальность, которой лучше бы оказаться сном, перемешаны в этом фильме, но не настолько, чтобы потерять центральную нить. Клерк теряет себя, ему чудится женское доминирование, а затем в метро скромная женщина, сгорбившаяся рядом, преображается в носителя вируса "стали", монстра, который его преследует. Сцена преследования полностью затмевает всевозможные "Проклятья" и отдает даже ломаной эстетикой монстров Silent Hill'а. Цукамото можно считать последователем Сого Ишии, но в "Тетсуо" очень сильно чувство чуждости, зла, которое можно уловить, скажем в "Евангелионе". Традиции японского театра были использованы и перевернуты своеобразной труппой режиссера. "Театр морских чудовищ" использовал свои потенции в полном объеме, и их ненормальная пластичность соединилась с неповоротливостью застывшего железа. Одна из ярких находок — образ существа, управлявшего инфицированием, некоего сверхмонстра Технофетишиста, которого сыграл загримированный Шинья Цукамото. И все это — черно-белое, снятое на ручную камеру, сдобренное диким монтажом.
Оторваться невозможно. Слияние двух чудовищ, собирающихся превратить в металл весь мир, омерзительно и мощно, оно отражает бездуховность и слабость людей перед техногенной средой, которую они создали. Можно рассматривать "Тетсуо" и как предостережение, и как призыв к переходу на новый уровень, в котором информационные технологии плавятся, сходят с ума, пронизывают человеческую плоть. Исступленно пытающийся вставить в себя прут арматуры герой из самого начала фильма — это потерявший стержень человек, которому больше негде почерпнуть силы. Присутствует и делегирование части способностей от высшего (Технофетишист) — к низшему (Тетсуо), элемент адрогинной любви. Великолепная работа, отталкивающая своей противоестественностью и без труда спихивающая с трона работы Кроненберга или Линча.