Режиссер:
Леонид Иович Гайдай. Сценарий: Владилен Бахнов и Леонид Гайдай по роману Ильфа и Петрова.
В главных ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов. В ролях: Савелий Крамаров, Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Георгий Вицин, Юрий Никулин.
Интересные факты о фильме:
Роман Ильфа и Петрова собирался экранизировать Георгий Данелия, но в конце концов подарил проект Гайдаю, который об этом мечтал.
На роль Остапа пробовались более двадцати актёров, среди которых были Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт и Андрей Миронов. Арчила Гомиашвили режиссёр нашёл в провинции, и взял не смотря на кавказскую национальность и сильный акцент. А Миронов-таки сыграет Бендера через шесть лет в телевизионном фильме.
Есть две версии того, почему сам Гомиашвили не смог озвучить Бендера. Официальная: что во время озвучания он был болен. Реалистичная — из-за сильного кавказского акцента. В итоге в фильме Бендер говорит голосом Юрия Саранцева.
Кандидатуру Гомиашвили сначала не одобрило "Госкино". Чиновники стали возмущаться: "Почему Бендер стал грузином?" На что Гайдай тут же парировал: "Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?"
"Женщиной необъятных размеров с арбузными грудями" могли стать Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Но Мордюкова, так блистательно сыгравшая в "Бриллиантовой руке", на эту роль не подошла, показалась не смешной. Предпочтение собирались отдать Галине Волчек, но тут звукооператор из команды Гайдая привёл на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью Крачковскую. Гайдай глянул на неё и сказал: "Вот она, мечта поэта".
Если среди американцев, или, там, англичан, принято спорить до усеру о том, какой Джеймс Бонд является лучшим (Шон Коннери форева, да-да-да!!!), то у русского человека забава несравненно более оригинальная: после третьей стопки водки и второго огурчика уважающие себя интеллигенты принимаются спорить, кто из актёров лучше всех воплотил на экране образ Остапа Бендера.
Сразу оговорюсь: я опускаю всех нерусских Остапов, коих в истории мирового кино было что-то около десятка, ибо не о них спорят до драки русские интеллигенты — как родились Остапы-западэнцы эдакими внебрачными детьми советской классики и буржуазного кино, так и почили в бозе неузнанными. Упомяну только Фрэнка Ланджеллу — итало-американца, исполнившего роль Бендера в постановке "12 стульев" Мэла Брукса, рецензию на которую Вы можете прочесть в этом выпуске Экранки. Мы же будем считать лишь Остапов местного разлива.
Хроноллогически первым Остапом в отечественном кино был Сергей Юрский, сыгравший Бендера в первой (и долгое время единственной) экранизации второго романа о похождениях этого персонажа: "Золотой телёнок". Хотя этот роман, куда более грубый и беспардонный, чем первый, считается лучшим произведением Ильфа и Петрова, киношники обычно предпочитали более киногеничные "12 стульев". Не совсем понятно, почему в 1968 году был экранизирован именно "Золотой телёнок", будучи вторым романом по хронологии, и более богатым побочными сюжетными линиями и дальними путешествиями, что существенно осложняло постановку. Но так или иначе — Юрский появился на экране в роли Бендера единожды, и "12 стульев" с ним в этой роли так никто и не снял.
Вторым советским Остапом стал Арчил Гомиашвили. Этому актёру воистину повезло: он сыграл Остапа в кино дважды: в постановке "12 стульев" Леонида Гайдая 1971 года, и в картине-буффонаде Юрия Кушнарёва "Комедия давно минувших дней", где мотивы разных советских комедийных франшиз переслетались между собой. Я этого фильма не видел, потому сказать ничего не могу. Третий Бендер — Андрей Миронов, пробовавшийся на роль великого комбинатора ещё в 1971 году, но получивший её лишь в четырёхсерийной постановке Марка Захарова в 1976. Далее следует длительный перерыв на окончательное загнивание СССР, и четвёртый Бендер увидел свет уже в новой стране в 1993 году — им стал Сергей Крылов. Картина "Мечты идиота" представляет собой попурри из текстов Ильфа и Петрова, в основном базирующееся на "Золотом телёнке". Пятый Остап — Николай Фоменко, постановка "12 стульев" 2004 года. И шестой, последний на сегодняшний день, — Олег Меньшиков, исполнивший роль самого знаменитого турецко-подданного в телевизионной экранизации "Золотого телёнка", снятой буквально на днях.
Если отбросить рассуждения на тему "какие времена — такие герои" и попытки осмысления того, что ни одному из шести Остапов не удалось сыграть эту роль в обоих фильмах дилогии (то есть литературная дилогия так и не превратилась ни разу в кино-дилогию, будучи переносимой на экран всё время по частям), то останется всё тот же вопрос: кто из них лучше? Мой ответ на этот вопрос следдующий. Лучшим Остапом Бендером в истории был, есть и остаётся Арчил Гомиашвили, говорящий голосом Юрия Саранцева. Аминь.
Пересказывать сюжет картины, на мой взгляд, глупо. Если вы в 2007 году не знаете сюжета "12 стульев", то вам или лет столько, сколько стульев в романе (а значит, эта рецензия писалась не для вас, пойдите вон отсюда), или вы непроходимый и безграмотнейший идиот (и в этом случае рецензия тоже писалась не для вас, пойдите вон ещё раз). Впрочем, даже если вы умная и тонкая интеллигентная натура, которая знает "12 стульев" наизусть — эта рецензия тоже писалась не для вас. Все в сад, короче! Но я отвлёкся.
Поскольку о сюжете мы уже поговорили, и, так сказать, закрыли эту тему, то остановиться есть смысл на двух вещах: технологии переноса книги на экран (что, учитывая размер и специфику романа, является нетривиальной задачей), и актёрах.
Технологию Гайдай выбрал простую и беспроигрышную: бессовестно порезав роман, он выбросил две трети текста, оставив лишь самые ключевые события, и добавил закадровый голос. Мне вообще, откровенно вам скажу, сложно представить себе экранизацию "12 стульев" без закадрового голоса. Однако голосу этому разгуляться не суждено: метраж картины — всего каких-то 2 с половиной часа, а значит надо следовать за Хитчем, и стараться показать всё, что можно показать, не рассказывая. С одной стороны — такая подача текста является откровенным издевательством над классиками сатиры. С другой — двухчасовую экранизацию "12 стульев" я себе по-другому и представить не могу.
Подбор же актёров — на мой взгляд, конёк Гайдая, которым он блеснул и в этот раз. Выбрать на роль главного персонажа советской литературы грузина — это был смелый и отчаянный шаг, который, как и многие смелые отчаянные шаги, не остался безнаказанным: до сего дня более гармонично и чисто воплотить этот образ на экране, по-моему, не удалось никому. Другие персонажи также не подкачали: и Филиппов-Воробьянинов, и Никулин-Тихон, и Крачковская-Грицацуева, и Крамаров — одноглазый шахматист-любитель. В целом, в картине впечатляющий ансамбль актёров, стоящий вровень ансамблям лучших картин Гайдая.
Забавно, что Гомиашвили стал единственным Остапом, сыгравшим эту роль дважды — и при этом не в экранизациях двух романов Ильфа и Петрова. На мой взгляд, из него и в экранизации "Золотого тельца" прекрасный Бендер бы получился. Но вместо этого он сыграл знаменитого потерпевшего в "Мимино", к которому главный герой испытывал "такую неприязнь, даже кушать не мог", и потом зачем-то роль Сталина в фильме "Государственная граница". А потом и вовсе умер, совсем недавно, в 2005 году.