ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Звёздный десант / Starship Troopers (1997)


Звёздный десант
Средняя оценка: оценка: 4
1997. США. 129 минут.
Жанр: боевик / сатира / фантастика.

Режиссер: Пол Верховен.
Сценарий: Эдвард Немейер (по роману Роберта Хайнлайна),
оператор: Джост Вакано,
композитор: Бэйзил Полидорис.

В главных ролях: Каспер ван Дьен, Дина Мейер, Дениз Ричардс.
В ролях: Майкл Айронсайд, Джейк Бизи, Клэнси Браун и другие.

Награды:
Лучшие костюмы и Лучшие спецэффекты (Академия НФ, фэнтези и фильмов-ужасов, США).

Интересные факты о фильме:

  • База, на которой размещалась Академия Флота называется "Терешкова" в чеcть первой женщины-космонавта.
  • В эпизоде обороны крепости сплошь отсылки на фильм "Зулу" (1964) — те же боевые кличи, съемки в тех же ракурсах.
  • Камео продюсера первых двух "Роботов-полицейских" Джона Дэвисона: владелец собаки из уничтоженного Буэнос-Айреса, произносящий в пропагандистском ролике: "Лучший жук — мертвый жук!"
  • Камео сценариста Эдварда Немейера: приговоренный к смерти в одном из пропагандистских роликов.
  • В сцене выпускного бала в академии звучит песня "I Have Not Been to Paradise". Это кавер песни Дэвида Боуи "I have not been to Oxford Town", слова которой немного переделаны, отсылая не к 21-ому, а 23-ему веку. Исполняет ее дочь композитора фильма Зои Полидорис.
  • В фильме масса отсылок на классические военные фильмы о первой мировой, второй мировой, вьетнамской и всяческих звездных войнах.
  • Столько боеприпасов на тот момент не расходовалось ни в одном фильме.
  • Реквизит из этого фильма, в частности военная форма и оружие, использовались потом во множестве фильмов и сериалов, в частности в "Светлячке"

    Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Звездный десант"

оценка: 4.5

Космические корабли той нелепо-угловатой формы, которую оценил бы и Пикассо; стройные юноши и девушки, будто сошедшие с глянцевых обложек гламурных журналов; автоматы, море кровищи и качественно оцифрованные гигантские пауки — вот что такое фильм "Звездный десант". Постановщик фильма Пол Верховен провернул то, что обычно мало кому удается провернуть: поглумился над крупнобюджетным голливудским кино за счет работодателя. Интересно наблюдать, как сюжет классического фантастического боевика, не претерпевая изменений, неумолимо начинает принимать сюрреалистическую, стебовую интонацию — исключительно за счет гротеска. Когда герои героичны чрезмерно, когда кровь извергается даже не фонтанами, а ниагарскими водопадами, когда пауков не просто много, а их дохуя, — тогда начинаешь чувствовать некий подвох со стороны режиссера. Провокация удается тем более, если режиссеру не изменяет чувство вкуса и меры, а "Звездный десант" один из тех немногих американских фильмов, снятых голландцем Верховеном, в которых чувство вкуса ему не изменяло. Верховен умело балансирует на грани жанров: брутального боевика с сатирическим подтекстом и иронической пародии на брутальный боевик с сатирическим подтекстом. Ведь если задуматься, то мир будущего, в котором граждане планеты получают право голосовать только отслужив в армии, вполне имеет право на существование. И то, что военный контингент сильно омолаживается в результате кровопролитных боев, — процесс закономерный. На войне как на войне. Инстинкт самосохранения рода (а здесь даже не рода, а вида) никто не отменял.

С одной стороны, Верховен осуждает милитаризм, а с другой стороны как бы и поощряет. Изображая в прямом смысле слова "пушечное мясо" (десантники гибнут как мухи, то бишь те же самые насекомые), он обращается к истории войн человеческой цивилизации, но в то же время отвергает само понятие "пушечного мяса". Ведь неслучайно Верховен набрал в фильм молодых, красивых, прежде нигде не засветившихся актеров (которые впоследствии нигде и не заиграли, по большому-то счету). Герои фильма получают отличное образование в отлично оборудованных школах, а одинаковость их отличных (а в конце концов не отличных друг от друга) лиц, их выправка и стать говорят о некоем вмешательстве на генном уровне в развитие человеческой цивилизации. А тамошняя правовая система окончательно приводит к тому, что армию идут лучшие из лучших. Это не российская армия, куда сваливают различный сброд или тех, кого по чистой случайности удалось заловить. При этом "пролы", не служившие в армии и лишенные права голосовать, живут не хуже, чем отслужившие и выжившие. Можно прийти и к такому выводу, что, дескать, закономерен был крен человечества в сторону милитаризма. Сделано это было по-божьему промыслу: ведь не будь народ Земли столь воинственным и граждански ответственным, человечество погибло бы в схватке с арахнидами.

Верховен мастерски стирает границы между утопией и антиутопией. Ему интересно порождать сомнения у зрителя, и зритель, привыкший к зрелищу простому и недвумысленному, отплатил режиссеру звонкой монетой — точнее говоря, отсутствием оной в кассе фильма. А ведь, по сути, фильм можно воспринимать и как очень зрелищный боевик с безобразно тупой интригой: крутое человечество даёт пизды инопланетянам на их территории.

(09.07.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Борьба с космическими тараканами

Звёздный десант оценка: 3

Вот же странное кино снял Верховен — трудно что-либо определённое о нём сказать. По большому счёту, мне трудно даже идентифицировать собственные мысли и чувства по поводу этого фильма: понравился он мне или нет? Чёрт его знает.

Верховен, изрядно подрастерявший гонорары на своих эротических творческих экспериментах, решил вернуться туда, откуда он начал свою голливудскую карьеру: в научную фантастику. В этой картине он делает сразу две противоречивые вещи: во-первых, портит и примитивизирует прекрасный полифоничный роман о милитаристическом будущем планеты, а во-вторых, здорово усиливает его пафос, перескакивая грань, за которой картинка превращается в сатиру сама на себя, и сообщает зрителю уже скорее юмористический, нежели патриотический импульс.

Фильм Верховена является "экранизацией" достаточно условно. С точки зрения фабулы, фильм повторяет книгу более или менее точно, но при этом начисто игнорирует весь онтологически-философский подтекст, из-за которого этот роман с одной стороны собрал целую плеяду литературных наград, а с другой — привёл к бурным протестам, снискав Хайнлайну славу "милитариста".

В фильме же милитаристическая составляющая доведена буквально до абсурда: в СС-овской форме бравым строевым шагом по захваченным у насекомых планетам вышагивают "учёные" — высшая армейская каста, которая засаживает гигантские шприцы в захваченные у врага мозги. С целью изучения, естественно. Впрочем, незадолго до этого нам демонстрировали методы изучения, используемые врагом: эти просто засаживают человеку в голову гигантский коготь, и выпивают из него мозг. В целях изучения. Короче, у человечества достойных противник. Мы стоим тех, с кем воюем, короче. Обе нации — с исключительной, короче, тягой к знаниям.

Откровенно сатирические элементы — и пресловутое мытьё женщин и мужчин в одном душе, и надпись "цензура" на экране телевизора, когда показывают сцену поедания насекомым коровы, и публичные порки и даже казни (опять же по телевизору) настолько неуловимо интегрированы в остальное полотно, наполненное "истинным гражданским пафосом", что трудно уловить границу между и между... и между... чёрт, я потерял мысль.

Собственно, я ещё ни слова не сказал о реализации — но что можно нового рассказать о фантастическом боевике в эпоху CGI? Реализация по-верховеновски основательная, и — снова-таки по поводу сатирического перебора — удивительно яркая и красочная. Все битвы происходят днём, при ярком солнечном свете, гигантские насекомые носятся по огромным полям, разлетаясь на куски, когда по ним палит из всех стволов звёздная пехота, а кровь... кровь гигантских насекомых — это просто что-то необыкновенное. Она разноцветная, напоминающая рекламу краски "Капарол" — и красная, и жёлтая, и зелёная, и какая хотите, густая и прекрасно берущаяся на любой поверхности. В общем, ярко всё, ярко.

Отдельно скажу про любовную линию в фильме. Я не понял, к чему она. В романе Хайнлайна были некие намёки, но их было немного, и баба там была одна, безо всяких любовных треугольников. Зачем сценаристы пол-фильма превратили в жёсткую мелодраму со сложным любовным треугольником — осталось для меня загадкой.

В целом же, сверхидея фильма похожа на "Ловца снов". Только если там авторы спасали человечество от атаки космических глистов, то здесь — от космических пауков и жуков-навозников.

(09.07.2007)

Версия для печати


Александр Руденко: Рецензия на фильм "Звездный десант"

оценка: 4.5

Кому еще, как не Верховену, "Пекинпа кинофантастики", можно было доверить экранизацию милитаристского романа Хайнлайна, который многие критики ничтоже сумняшеся называли фашистским. Только вот даже Верховен, ужасавший кинокритиков ничегосвятовостью, не смог, по его признанию, дочитать роман и в ужасе его отбросил. Не зря коллеги по перу в своих произведениях неоднократно выводили Хайнлайна в образе жесткого и бескомпромиссного президента сэшэа.

Я в свое время тоже с трудом домучил этот роман про космических спартанцев — скукотища смертная, как и любая идеологическая писанина, нарочитая пропаганда пещерных идей, пусть даже и рядящаяся в галактические одежды. И вот над ней-то, пропагандой военного времени и поиздевался вволю Верховен в своем фильме. Особенно над пропагандой в СМИ, используя свою, поразившую еще в "Робокопе", фишку — вставку совершенно гиньольных мультимедийных роликов.

Но и кроме роликов весь фильм — полный риффеншталь. "Триумф-и-Слава" балансирующая на грани монтипайтоновского абсурда. Все эти глянцевые до карикатурности герои, все эти военно-патриотические киностереотипы (плюс прямые отсылки и аллюзии на десятки классических фильмов на военную тематику) обстебываются так, что и не сразу допетраешь, ибо паттерн сбивается незаметно, по чуть-чуть, а в то, что он все-таки сбивается, что нельзя принимать фильм за чистую монету, постоянно напоминают совершенно китчевые, на первый взгляд, мультимедийные ролики. Потому что воюй мы сейчас действительно с галактическими жуками, воспринимали бы их как должное и учили детей топтать земных жучков только за то, что они "образ врага".

Ну, а для тех, кому подобные тонкости до фени, Верховен поставил, возможно, лучшие в "фильмах про войну" вообще, сцены сражений. Жесткие, дотошные, страшные и очень реалистичные. И, похоже, очень долго еще фильм будет оставаться эталоном жанра, судя по тому, что нынешние фильмоделы не утруждают себя скрупулезной постановкой подобных сцен, либо устраивая какой-то компьютерографический танец трехсот укуренных балерунов-спартанцев, либо святовиттово тряся камерой со сбитым фокусом, либо объединяя и то и другое.

(10.07.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: