Режиссер:
Николай Николаевич Досталь. Сценарий: Георгий Николаев (по одноименному роману Федора Сологуба), Оператор: Валерий Шувалов, Композиторы: Александр Беляев, Николай Каретников.
В главных ролях: Сергей Тарамаев, Ирина Розанова, Полина Кутепова, Алексей Елистратов, Сергей Баталов. В ролях: Алексей Миронов, Геннадий Назаров, Агриппина Стеклова, Ксения Кутепова, Елена Майорова.
Награды: РКФ "Литература и кино" в Гатчине — Большой приз жюри актерам С.Таламаеву и П.Кутеповой..
Фильм снят по одному из моих любимых романов — "Мелкому бесу" Ф. Сологуба. В двух словах о Сологубе. Федор Сологуб, педагог по профессии, принадлежит к первым русским символистам (декадентам). На мой взгляд, такая "принадлежность" писателя несильно красит, однако "Мелкий бес" стоит в его творчестве особняком. Да, конечно, этот роман движется в модернистком направлении, и с символизмом его связывает, например, недотыкомка, как представитель невидимого мира, ужасного и страшного, куда падает быстро сходящий с ума учитель гимназии Передонов. Но природа у текста всё же другая — раблезианская (или "карнавальная", как охарактеризовал бы ее известный литературный философ Михаил Бахтин). Режиссеру Николаю Досталю удалось главное — перенести эту атмосферу на экран, поэтому я считаю фильм совершенно блестящей экранизацией.
Действие происходит в провинциальном городе, где публика одуревает от скуки, пыли и постных рож друг друга. В центре повествования — учитель литературы и русского языка Ардальон Борисыч Передонов. Он сожительствует со своей троюродной сестрой. Та хочет женить его на себе, обещая, что в случае свадьбы ее покровительница, старая графиня, которую Передонов никогда не видел, даст ему инспекторское место. Мелкий тиран Передонов тяжело болен паранойей. Ему кажется, что его "друг", столярных дел мастер Павлушка, хочет занять его место — не только инспекторское место, он хочет подменить его во всех смыслах, "поменяться телами". Павлушка, как внешне, так и внутривенно похожий на барана, является довольно примечательной фигурой. Бодрый, бойкий, с вечной идиотской ухмылкой на роже, он постоянно сыпет тупыми шутками, прибаутками и поговорками, чем-то напоминая этим главного героя известной повести А.Иванова "Географ глобус пропил". Настоящий русский мужик: не дурак выпить и не дурак поразвратничать, активист, мастер на все руки. Взгляд на взрослое население этого безвестного городка брошен ровно под одним углом: острым углом презрения и отвращения. Природа юмора "Мелкого беса" — грубая, низменная, балаганная. Фильм отличает странная игра актеров: зачастую безобразно фальшивая, какая-то неестественная, однако со временем к этому не то, чтобы привыкаешь, но признаёшь обоснованность этой манеры игры. Балаганность зрелища усиливается стократно.
У паноптикума отвратительных персонажей есть противовес в виде гимназиста Саши Пыльникова и юной барышни Людмилы Рутиловой. Саша Пыльников вследствие своей невинности является предметом особого внимания Передонова. Учителю кажется, что Пыльников — это переодетая девица, и в конце концов Пыльников действительно переодевается японской гейшей, чтобы принять участие в карнавале, который венчает повествование (к слову о "карнавальности").
Нехитрая, но крайне угрюмая мысль Сологуба заключается в том, что в таких вот провинциальных серых убогих городках любое чистое чувство обречено на муки. Николай Досталь усугубляет эту мысль, дав фильму свой, гораздо более пессимистичный финал, в котором то самое пресловутое чувство будет поругано и растоптано. Характерно, что в качестве палача выступает Люда Рутилова, как бы подтверждая тезис "баба — это сатана в юбке". Совратив Пыльникова, она превращает любовь в пошлую похоть, и вместе с Пыльниковым как бы входит в широко раскрытые двери взрослого паноптикума.