Режиссер:
Такаши Миике. Сценарий — Маса Накамура, Макото Шиина, оператор — Хидео Ямамото, композитор — Коджи Эндо.
В главных ролях: Масахиро Мотоки, Рендзи Исибаси, Мако. В ролях: Мичико Касе, Юичи Минато, Томохико Окуда, Ли Ли Ванг и др.
Награды: международный кинофестиваль на Гаваях — награда зрительских симпатий/лучший дебют (1998) Mainichi Film Concours — лучший актер (Масахиро Мотоки), лучший оператор (1999) Nikkan Sports Film Awards — лучший актер (Масахиро Мотоки) (1999).
Не думала, что Миике способен снять такое трогательное кино. Мало того, что это хорошая комедия на тему прибытия иностранца в другую страну, так здесь еще полно романтики — она выбирается из коробки с каждой ноткой спетой с акцентом песни. На мой взгляд, Миике даже перестарался, сделав картину чуть более длинной, чем это необходимо, но зато добился правильного эффекта. Сюжет таков: японский саларимен Вада отправляется в удаленную провинцию Китая, чтобы проконтролировать добычу нефрита и подменить заболевшего коллегу. О нефрите, добыче камней и остальном он не знает ровным счетом ничего, но честно пытается наверстать с помощью книжек, а отчет о самом путешествии записывает на диктофон. И вот этот ответственный работник оказывается в китайской деревне, где его везут в машине с отваливающимися дверьми, где улицы бурлят неведомой жителю техногорода жизнью, где рассекают сотни китайцев на велосипедах, а дождь льет, как из ведра. Вместе с якудзой, который сообщает, что Вада должен его хозяевам денег, японец углубляется в земли, где не ступала нога человека, плывет на плоту, ведомом черепахами, и оказывается в деревне, где люди учатся летать.
"Люди-птицы в Китае" — это кино о просветлении. Суматошный, грубый якудза и исполнительный, организованный парень, не привыкший к насилию, оба находят в забытой Богом деревеньке то, что им необходимо. Распорядок города, его жестокость и система теряют свою ценность. На поверхность выплывает мечта, заставляющая каждого из них совершать поступки, чтобы защитить уголок, в который вскоре придут машины, рабочие и электричество. Причем тут Миике показал свою будущую хватку — якудза пытается "спасти" деревню, взяв в руки мачете, вызывая отторжение. Сентиментальная, в сущности, история становится значительно глубже за счет того, что здесь затрагивается тяга к волшебному, которая дремлет внутри каждого. Можно ли летать на бумажных крыльях? Вместо логики включается вера, страстное желание — и ты прыгнешь с обрыва, потому что необходимо проверить. Если существует миллионная доля на шанс полететь, попробовать стоит.
Помимо того, что "Люди-птицы" — смешное кино, выигрывающее и за счет пары героев, каждый из которых реагирует совершенно по-своему, и за счет уравновешивающего их проводника, и за счет удивительной природы, этот фильм дает важное ощущение. Он может использоваться в качестве теста. В тот момент, когда якудза и саларимен приходят в село, мимо них пробегает стайка детей с бумажными крыльями. Проводник на вопрос отвечает, что это дети, которые ходят в школу летающих людей. И хотя разговор продолжается, якудза уже ничего не слушает и бежит вверх по дороге, спрашивая "Где школа? Там, за горой?". И тогда что-то внутри переворачивается, и понимаешь, что если тебе скажут, что есть такая школа, то помчишься вперед, преодолевая горы, забив на все на свете. И вот ради этого чувства посмотреть кино необходимо, чтобы удостовериться в том, что ты не окончательно побежден.