Фильм существует в двух вариантах — в синкретичной двуединой версии и версии разделённой на два самостоятельных фильма — "Доказательство смерти" и "Планета страха", которые успешно демонстрируются в кинотеатрах.
На роль Трюкача Майка рассматривались кандидатуры Микки Рурка, Сильвестра Сталлоне и Винга Рэймса. Часть музыки для "Планеты страха" была позаимствована из фильмов "Побег из Нью-Йорка" (1981) и "Прокол" (1981).
Идея снять грайндхаус-фильмы принадлежала Роберту Родригезу, идея фэйк-трейлеров — Квентину Тарантино.
Прекрасный ролик, снятый в лучших традициях хуёвых голливудских рекламных роликов. Наёмный убийца (Дэнни Трейо), которого наняли убить президента, вдруг понимает, что его подставили, и начинает мстить, привлекая орды каких-то гопников, и святого отца по имени Бенисио Дель Торо (в исполнении Чича Марина). Добротно, сочно, дёшево и с юмором. Кстати, здорово напоминает сюжет недавнего голливудского блокбастера "Стрелок".
Планета страха (реж. Роберт Родригес). 4 балла.
Первый фильм вечернего показа — история о том, как зомби захватили маленький городок, и кучка выживших борется с ними не на жизнь, а на смерть (судя по всему, тема зомби не будет исчерпана на "Экранке" никогда!). История изобилует элементами, типичными для зомби-трэша, персонажами, которых можно увидеть в каждом зомби-фильме, а также сочными сценами мочилова, где зомбакам обрубают головы, расстреливают из ружей, словно в видео-игре, сжигают, взрывают, и ещё всяко-разно издеваются.
Не смотря на простоту концепции, сюжет картины весьма закручен: живые мертвецы появляются не просто так, а вследствие отравления какими-то опасными военными газами (сцена, прекрасно разыгранная Брюсом Уиллисом с отмороженным лицом и Саидом из сериала "Lost"). Герои сначала попадут в больницу, затем в полицейский участок (или наоборот?), потом по старой доброй традиции будут прятаться в любимом баре, потом поедут куда глаза глядят, и попадут на секретную военную базу, откуда, собственно, и есть-пошла русская земля началось заражение. Некоторые элементы, хотя и сделаны вполне в духе фантазии сценаристов Би-муви, показались мне весьма оригинальными: например, героиня, которой делают укол обезбаливающего в руки, после чего она не может шевелить кистями, и вынуждена вести машину, не управляя своими пальцами, сцена изнасилования, в которой блистал Тарантино (сами посмотрите, что там особенного), или автомат вместо отрезанной ноги, так разрекламированный нам всеми рекламными роликами "грайндхауза".
Вместе с тем, лично я был разочарован картиной. Во-первых, на мой взгляд, делая столь подробный экскурс в историю категории "Б", можно было вернуться и с более богатым уловом. Некоторые моменты фильма, в которых останавливалось мочилово, нагоняли на меня сон: мало того, что снято многое было без фантазии, так временами ещё и без огонька. А во-вторых, анонсированной пальбы из ноги-пулемёта в фильме было всего ничего в самом конце. Можно сказать, всё, что было, нам как раз в рекламном ролике и показали. Так что я долго думал, какую оценку ставить фильму: 3,5 или всё же 4. В конце концов остановился на четвёрке, потому что я смотрел фильм для большей аутентичности в говняной экранке, а это, без сомнения, скрадывает удовольствие от масштабных мочильных сцен.
Женщины-оборотни СС (реж. Роб Зомби). 3 балла.
Совершенно ерундовый ролик, как и всё, что делает Роб Зомби, включая и его последние достижения на музыкальном поприще. Кроме прекрасного названия порадовал ещё только Николас Кейдж в роли какого-то китайского диктатора. Больше ничего интересного, ещё и много кадров повторяется, что, по-моему, для двухминутной картины непростительно.
Не надо (реж. Эдгар Райт). 3 балла.
Снова-таки, на хорошем материале сделан весьма посредственный продукт. Сделать срез кинокартин про замки с привидениями можно было и с куда большей фантазией, даже при меньшем бюджете. Порадовал только какой-то монстр из подвала, похожий на большого дефективного ребёнка. И название, по-моему, дурацкое.
День благодарения (реж. Эли Рот). 4,5 балла.
Вот кто отработал в этой компании по полной — так это Эли Рот, снявший настоящий двухминутный шедевр. Обзор молодёжных "маньячных" ужастиков семидесятых-восьмидесятых (вроде "Пятницы, 13" и "Хэлоуина") с обязательными сценами, когда парень и девушка, в машине, на природе, думая, что они в одиночестве... нет, не буду рассказывать, лучше посмотрите. Ещё восхитительный кадр, в котором полицейский запускает свои пальцы в кровавое месиво, оставшееся от человека, потом касается пальцем языка и глубокомысленно изрекает "Это кровь", а другой ему вторит "Сукин сын!" (в духе "они убили Кенни" — "сволочи!"). В общем, Эли Рот — единственный на этом капустнике, что подошёл к юмору со всей серьёзностью. Честь ему за это и хвала.
Смерте-непробиваемая, она же Верная смерть, она же Доказательство смерти (реж. Квентин Тарантино). 2,5 балла.
Прежде всего: название картины отвратительно переведено. Его можно было перевести по аналогии с "Bullet proof", как "Смерте-непробиваемая" (хотя это слово и насилует моё чувство языка), или как "Защищённая от смерти". По крайней мере, именно такое значение изначально вкладывает в это словосочетание персонаж. Далее, насколько я могу судить, он начинает играть словами, употребляя это словосочетание в значении "Верная смерть", или, если хотите "Доказанная смерть". Но уж никак, блять, ни "доказательство смерти", которое (учитывая, что этим словосочетанием назван автомобиль) вообще в картине выглядит ни-пришей-пизде-рукав.
Но, положа руку на сердце, даже если бы название картины было прекрасно переведено, с передачей тончайших смысловых нюансов, это бы ей никак не помогло. Потому что Тарантино снял тупую и претенциозную хуйню, в которой, по ходу, сам же и запутался.
Фильм рассказывает о бывшем каскадёре, который, видимо от недостатка женского внимания (вообще, мотивы его действий нихуя ни разу не объяснены) становится маньяком. Он преследует на своей машине женщин, всячески их при этом... Ой, нет, когда начинаешь это рассказывать словами, можно даже подумать, что "в этом что-то есть". Тут надо смотреть не на идею, которая могла оказаться продуктивной, если к ней подойти с умом, а на реализацию.
Большую часть картины мы слушаем тупые бабские диалоги с лёгким налётом "тарантиновскости". Эти диалоги уже в начале нового тесячелетия перестали быть достопримечательностью, а уж если представить, что выдают их бабы, у которых на уме только хахали и ебля, то и вовсе, как сказала моя жена, "становится понятно, почему он их мочит". Если бы я послушал этих диалогов от живых женщин из плоти и крови, я бы тоже их замочил, блять. Разговаривают они долго, со вкусом, и, как вы поняли, ни о чём. Лишь ближе к середине картины наконец-то появляется хоть какое-то действие, которое происходит аж пять (ну, может, семь) минут, после чего всё заканчивается. Дальше по глубокому замыслу Тарантино появляются новые бабы с такими же диалогами. Мы снова слушаем какую-то длинную и маловразумительную хуйню про мужиков, кремы для загара, и какую-то тачку хуй-знает-какого года, на которой обязательно надо прокатиться. Потом бабы долго готовятся к чему-то ОХУЕННОМУ (это вообще чуть ли не главная интрига фильма). В итоге выясняется, что одна из них просто залезет на капот машины, и раздвинет ноги, чтоб встречный ветер довёл её до оргазма. И тут снова появится маньяк. Но эти бабы — не чета прежним. Они и сами выживут, и его догонят и начистят рыло. Конец фильма.
Сказать, что Тарантино разочаловал — значит, ничего не сказать. Но, видно, так уж Тарантино работает — одна хорошая картина — одна хуёвая. Одна хорошая — одна хуёвая. После "Килл Билл" он вряд ли мог снять что-то пристойное. Как по мне — так пусть уж лучше уходит в продюсерство и актёрскую игру, а снимает пусть Родригес. Этот парень интуитивно не позволяет своим фильмам настолько провисать, и никогда не увлекается около-кадровыми элементами, забывая о том, что сейчас собственно происходит с кинокартинкой.
Поставил два с половиной бала только из-за неплохих сцен погони, и аварии, которая была красиво снята с трёх ракурсов.
Весь фильм в целом.
Откровенно говоря — разочаровал. Не смотря на прекрасную работу Эли Рота, и старания Роберта Родригеса, который снял неплохой фильм и хороший рекламный ролик — ожидалось намного больше. Особенно от Таратино, которым сам этот проект создал, и сам же его, по-моему, и похоронил своей нудятиной. Три балла. Посмотреть, конечно, стоит, но только один раз и если вдруг заснёте — пересматривать не надо.
Поскольку фильм необычный, то и рецензия моя будет нетрадиционной.
Итак, перед вами эксклюзивная подборка откликов на этот фильм: как заядлых киноманов, так и обычных кинозрителей, с которыми я тем или иным образом общался на этой неделе. Более нигде в сети или в печати вы этих цитат не найдете. С некоторыми из нижеприведенных мнений я согласен, с иными нет. На мою оценку они никоим образом не повлияли.
***
Это лакмусовый фильм. Если он привел человека в восторг — он знаток, ценитель, любитель кино. Если нет — обычный стиральный порошок — ну, на нет и суда нет. (Артур Лежнев, писатель)
***
Приколол утенок на капоте этого... как его... А.Р.: Рассела? - Ага! Я сразу просек, что он с Конвоя. Конвой — мой любимый фильм детства! Из-за него я и стал водилой! А.Р.: Там еще Рассел в бигборд врезается, как в Конвое! А на плакате написано: "Очень страшное кино — 4". - Чего врезается? А.Р.: Ну, в бигборд! Щит придорожный! - А-а! Да, в натуре! Только в Конвое менты в курятник потом впиздячились, а в этом кине как-то неинтересно. А.Р.: А еще у Рассела шрам как у Змея Плискина, а на капоте черепушка. Такая же у его персонажа была в Использованных автомобилях Земекиса. - Чего? А.Р.: Кино такое. - Не знаю, не смотрел. А.Р.: А смотрел Vanishing Point? Там такой же Додж был, на котором у Тарантино эти чувихи гасали. - Чего? (Иван, водитель служебного "Лексуса" заместителя секретаря помощника депутата райсовета)
***
А.Р.: Простите, я из еженедельника "Экранка.ру". Вы смотрели фильм "Грайндхаус"? - Ну так! А.Р.: И каковы ваши впечатления? - Ну, тот первый, про девку с пулеметом, — бредятина полная, а второй — не помню названия — вообще полное говно! (Какой-то человек в грязной майке, копавшийся в мусорном баке)
***
А.Р.: Простите, я из еженедельника "Экранка.ру". Вы смотрели фильм "Грайндхаус"? - Разумеется. А.Р.: И каковы ваши впечатления? - Планета страха — апофеоз белибердистики. Доказательство смерти я даже не досмотрел. Кино для дебилов. А.Р.: Простите, а кто вы по профессии? - Журналист. Кстати, кинообозреватель. Веду колонку в газете <...> А.Р.: А не могли бы вы назвать пять своих любимейших фильмов? - Так вот с ходу? Ну что ж... Газонокосильщик, Корабль-призрак, Годзилла с Жаном Рено, Идеальный мир с Кевином Костнером, новые 300 спартанцев. А.Р.: Спасибо. (Какой-то местный журналист, забыл спросить имя.)
***
- Молодой человек, простите за беспокойство. Вы верите в жизнь после жизни? А.Р.: В виде зомби, что ли? Ха-ха-ха! Кстати, у меня встречный вопрос. Вы смотрели фильм "Грайндхаус"? - Нет. А.Р.: А почему - Потому что в этом нет никакой необходимости. Все это уже есть в Библии. (Какой-то паренек в белой рубашке, галстуке и с аляповатыми брошюрками в руках)
***
Да, Родригес с Тарантино доказали, что талантливые люди, мастера своего дела даже полный трэш могут возвести в ранг высокого искусства. Даже если не брать в расчет россыпи киноцитат, стилизацию, сами по себе фильмы — фееричны. Второй, тарантиновский, может и кажется затянутым, но ведь в настоящих дуплетах, которые крутили в кинотеатрах типа "грайндхауз", действительно первый фильм был интересным, а второй шел довеском. Поэтому, мне кажется, Тарантино специально устроил всю эту говорильню на пол-фильма. А еще, глядите, какой у него самоироничный фильм! Ведь он славен сценами неторопливых разговоров, но тут он довел их до абсурда. Наряду с другой отличительной чертой, фигурирующей во всех его фильмах, — показом босых женских ступней. Вообще, я люблю все эти зомбиплотейшены, сексплотейшены, гоночные фильмы и всякие иные эксплотейшены семидесятых. Но, все-таки, если Родригес творчески подошел, добавил массу интересных деталей, неожиданных ходов, то Тарантино — так, грубо сплавил гоночные фильмы с мегерами Мейера... Хороши и псевдотрейлеры. Роб Зомби порадовал, объединив Илсу — волчицу СС и прочие итальянские нацисплотейшены с фильмами о Фу-Манчу. Великолепно спародировал своего Десперадо Родригес в Мачете. А Рот — День Всех Святых Карпентера в Дне Благодарения. (Радомил Богданов, писатель-фантаст)
***
- Так что, Брюса Уиллиса в этом фильме замочили? И что теперь, Крепкого орешка четыре не будет, что ли? А.Р.: Ну, ведь там же персонажа замочили, а не самого Брюса Уиллиса. - А какая разница? А.Р.: Брюс Уиллис играл вымышленное лицо, персонажа. Он актер, Брюс Уиллис, понимаешь? - Понимаю! Что у тебя за манера объяснять очевидные вещи! А.Р.: Ну, а причем тут Крепкий орешек четыре? - А что, ни при чем? Может еще скажешь, что и Брат-2 тут ни при чем? А.Р.: А причем тут Брат-2? - Вот нравится мне твоя ленинская манера вести споры! А.Р.: Нет, ну причем тут Крепкий Орешек-4 и Брат-2? - Вот именно, зачем ты приплел сюда Крепкий орешек, когда мы о Грайндхаузе говорим! А.Р.: Я приплел?! Это ты приплел! - Вот нравится мне твоя ленинская манера вести споры! Не надо! Знаю я все эти штучки про ведение дискуссий! Может скажешь, что и Брат-2 я приплел? Может еще скажешь, что это евреи Брюса Уиллиса убили? Да они, как овцы в газовые камеры шли! Они не способны на сопротивление! Им даже в голову не прийдет взять оружие в руки! Более воинственной нации мир не видел! Постоянно везде воюют! Все красные комиссары кто были? Евреи! А.Р.: Что-то ты сам себе противоречишь. Давай лучше вернемся к Грайндхаузу. Какой фильм тебе больше понравился — Родригеса или Тарантино? - Все в рамках имиджа! Кушать-то хочется! А.Р.:Причем тут кушать, как тебе фильмы? - Ой! Ой! Кумиров задел. А.Р.:Да причем тут кумиры? Никакие они мне не кумиры. Просто выскажи свое мнение о фильме - Да ну, нахуй... Бессмысленно с тобой спорить о фильмах. (И.Л. Туполев, историк)
***
Это фильм о Настоящей Любви и отстаивании Женщинами своих Прав перед лицом маниаков! (Снежана Голтвян, писательница)
Как-то глупо и даже нелепо писать рецензию на "Грайндхауз" — фильм уже перетерли и обсудили тысячу тысяч раз. Да и писать-то особо нечего. Такое кино... "Придти в мультиплекс и have a fan под пиво с попкорном три часа подряд". Но ведь надо же что-то написать! Напишу тогда, о чем я задумался во время просмотра. А задумался я над сакраментальным вопросом, кто круче, Родригес или Тарантино? Так-то, конечно, понятно, что Тарантино круче. Но круче ли он Родригеса в рамках данного проекта? Идея сделать такое вот, блять, грайндхаусное кино принадлежала Родригесу, и мексикано подошел к делу с полной ответственностью. "Планета страха" — это настолько пиздатая мимикрия под зомби-трэшак, что никак иначе восприниматься не может. Какой там, к черту, постмодерн, какая пародия, где хиперссылки? — их особо-то и не замечаешь. Несмотря даже на то, что в один полуторачасовой фильм Родригес напихал и маньяков-врачей, и цистерны с зеленой гадостью, превращающей людей в зомби, и постельную сцену, целомудренно зажеванную кинопроектором, и оборону дома от зомби, и, в конечном итоге, бегство. В сумме всё это отдает потрясающей безвкусицей, но смотрится на ура, как и любой трэш, представляющий собой гору гарбэджа. Стилизация удалась. Как и полагается настоящему мексиканцу, Родригес применил навыки "контролируемой глупости", принесенной в Калифорнию начала 60-х Карлосом Кастаньедой. Кстати, сценарий "Планеты" Родригес начал писать в 1998 году, и в том же году вышел "Факультет", на мой взгляд, лучший фильм Родригеса. Мне кажется, у Родригеса вообще талант снимать картины о вторжениях похитителей тел и прочую тому подобную эпидемическую фонтастегу.
Тарантино же сделал фильм в стиле Тарантино. А грубо говоря — схалявил. Или, вернее, не смог сделать фильм не в стиле Тарантино. Или не захотел. При этом "Доказательство страха" понравилось мне больше "Планеты страха". Ведь сделан-то фильм Квентина более профессионально, хотя и придуряется он на полную катушку, рассыпая по всему сюжету нарочито бессмысленную болтовню простых провинциальных дивчин! Но у Родригеса в фильме не было таких захватывающих дух сцен, как, например, сцена с ночным столкновением на шоссе и последующей за ней сценой в больнице, позаимствованной из "Планеты страха". Эта закольцовывающая "Грайндхаус" сцена удивительно печальна и экстраординарна, она выбивается из общего юморного контекста. Получается, что Квентин либо сыграл не по правилам, либо уступил Родригесу в режиссерском мастерстве, который намеренно скатился до ширпотреба, чтобы сделать офигительную стилизацию.
Хитрый италоамериканец наебал мексиканоамериканца! То же самое случилось и в четырех комнатах… в смысле, в "Четырех комнатах". У Родригеса была лучшая новелла, но когда говорят "4 комнаты", почему-то подразумевают именно Тарантино. Тарантино выступает словно Большой Брат Родригеса, и никакие "Города грехов" никогда не смогут исправить этого положения. Тем более, что Родригес сам приглашает лучшего друга отснять парочку-другую сцен в своем фильме. Как заметил Зилич, скоро все забудут, что "Город грехов" снял Роберт Родригес…
Если кто не в теме. “Грайндхаусами” в 70-е назывались небольшие кинотеатры, где показывался трэш. Показывали обычно по два фильма за раз, ибо говна, как известно, не жалко. Роберт Родригес и Квентин Тарантино — известные фанаты подобной продукции, поэтому идея снять два полнометражных трэша в одном флаконе показалась им пару лет назад просто великолепной.
В российский прокат обе картины пойдут через пару месяцев по отдельности. Сначала — Квентин, потом через две недели — Роберт. Стоит ли этого ждать? Вряд ли. Подобное кино нужно смотреть на экранке. Если учесть, что оно изначально с артфектами и “типа на тертой пленке”, то впечатление от просмотра будет самое правильное. Единственный минус — перевод. Он — “творческий”, то бишь не имеющий никакого отношения к Тарантино и Родригесу. Это понятно уже на второй минуте, когда культовый диалог “Простите меня, отче — Бог простит, я нет” переводится как “Простите меня, святой отец — Бог прощает, у него и спросишь”. Уверен, что на этой сцене Гоблин умрет от инсульта. Тогда одним переводчиком у нас будет меньше.
ПЛАНЕТА СТРАХА PLANET TERROR *** / ****
Брюс Уиллис в роли ктулху-зомби, который убил Бин Ладена. Квентин Тарантино в армейской форме и с кучей соплей вместо хуя. Фредди Родригес, бегающий по стенам и убивающий мертвяков всем, что попадается под руки. Роуз Макговэн с пулеметом вместо правой ноги. Вокалистка Black Eyed Peas в роли лесбиянки без моска. Команда шерифа — Майкл Бин, Том Савиньи и Карлос Галлардо. Плюс Джефф Фэйхи и его стальной зверь. “Сынок, если кто-нибудь подойдет к машине — стреляй ему в голову” — “А если это будет папа?” — “Особенно, если это будет папа”. Папа, кстати, тоже хорош. Не люблю Джоша Бролина, но его персонаж — едва ли не лучший в фильме.
Вердикт. Родригес реально крут, но его слишком много и это сильно утомляет. Это стало всем понятно еще при просмотре “Однажды в Америке”. Стало понятно даже самому Родригесу, поэтому попытка затащить в соавторы “Города грехов” Фрэнка Миллера — это своеобразный жест отчаяния с его стороны. Можно сказать, что это своеобразный “синдром излишнего Родригеса”.
Причина этого синдрома вполне очевидна. Роберт — по своей природе флегматик и мизантроп, которому противопоказано работать в одиночку. Все, что ему можно теперь прописать — это большой коллективный труд по чужому сценарию и с хорошим сильным продюсером типа Брукхаймера. В этом отношении бБратья Вайнштейн — без всякого сомнения хорошие люди, но они настолько избаловали своих режиссеров, что те уже начали вязнуть в собственном говне. Достаточно вспомнить Мартина Скорсезе, чтобы понять прописную истину — творческих людей всегда нужно держать в ежовых рукавицах.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СМЕРТИ DEATH PROOF ** / ****
Три бабы сорок минут пиздят о своем женском. После этого четвертую бабу убивают. Потом другие три бабы полчаса пиздят уже о своем женском. Десять минут экшена и финал. Ах да, в этом занудстве есть еще и Курт Рассел в роли главного и единственного злодея.
То, что у Квентина не стоит, мы поняли еще из первого фильма. После второго это стало просто очевидно, благо писать получасовые монологи техасских шмар было бы скучно даже Стасу Скуратову. Можно, разумеется, сказать о том, что Квентин тонко стилизует свое кино под эксплуатационные фильмы 70-ых типа Расса Мейера и Норифуми Сузуки, но кого это сейчас особенно колышет. Автор этих строк с трудом смотрит последние годы даже кавайное аниме, поэтому “Дэз Пруф” его реально утомил. Понравится ли он фанатам подобных фильмов? Сомнительно. Наверняка, они предпочтут свежее детское порно.