В главных ролях: Чарльз Чаплин. В ролях: Мэди Корелл, Маргарет Хоффман, Марта Рэй, Мэрилин Нэш, Изобель Илсом и другие.
Награды: 1953 — Лучший иностранный фильм (Blue Ribbon Awards); Лучший фильм на иностранном языке (Kinema Junpo Awards) 1949 — Лучший американский фильм (Bodile Awards) 1947 — Лучший фильм (на любом языке) (National Board of Review, США).
Интересные факты о фильме:
В 1948 году парижский банковский клерк по фамилии Верду подал в суд на продюсеров фильма.
Изначально фильм должен был снимать Орсон Уэллс, а играть в нем Чаплин, но последний заявил, что никогда еще не снимался в фильмах, которые ставил кто-то другой и начинать не собирается. После чего, выкупил сценарий у Орсона Уэллса и, немного его переписав, заявил в титрах, что сценарий его, а Уэллс всего лишь автор идеи. На что Уэллс сказал, мол, несмотря на то, что сценарий большей частью остался его, он не возражает, ибо все равно это его самый неудачный сценарий.
Несмотря на превосходные отзывы критиков и даже номинацию на "Оскар" за лучший сценарий, фильм с треском провалился в американском прокате из-за имевшихся в нем элементов "богохульства" и политической сатиры, а также политических убеждений Чаплина вообще, неугодных тогдашнему правительству США: в год выхода, те кинотеатры, где его все же решились показать, пикетировались Американским легионом и Католическими ветеранами войны, а проправительственные газеты развязали настоящую травлю режиссера.
Луис Бунюэль считал этот фильм одним из двух лучших фильмов Чаплина. (Второй — "Золотая лихорадка")Версия для печати
Черная комедия Чарли Чаплина, как это говорится, опередившая свое время. Хотя именно те моменты, против которых тогдашние публика, общественные организации церкви и правительства ополчились, нынче вызывают из гортани презрительный звук кх-х! С элементами так называемой "злободневности" оно всегда так. То есть, одно дело исследовательский взгляд, разностороннее рассмотрение каких-то примет современности, как бы фиксирующие эпоху, а другое — узконаправленный, злобный памфлет прямого действия. То, что хорошо для газет и "Фитилей" с "Ералашами", плохо для литературы и кино, претендующих на то, чтоб стать классикой. Но, к счастью, всей этой наивной, по нынешним временам (да и на ту пору, довольно нелепо смотрящейся в подобном фильме), злобной и довольно неумной сатиры в фильме чуть-чуть. Хотя, появляясь в конце, она как бы нивелирует фильм — помните, как в "про Штирлица": говорите, что угодно, запомнится лишь сказанное в конце.
Чаплин играет эдакого добрячка — любит животных, даже самых огыдных, заботливо прибирая гусеницу с садовой дорожки, сажая ее на куст. Он хороший семьянин — у него жена-инвалид и сынишка. Он их очень любит и ради них готов на все. Его как-то уволили из банка, в котором он прослужил 30 лет, поэтому ради обеспечения беспомощной жены и ребенка он занялся частным делом. Он знакомится с богатыми вдовами, женится на них, после чего убивает (непременно безболезненно — доброй души человек!) и получает в наследство их деньги. Он беспрерывно ездит по стране — в каждом городе по невесте, поэтому редко навещает семью, которая считает, что у него вполне легальный бизнес.
Ясное дело, разным теткам месье Верду врет о себе разное — для одной он капитан дальнего плавания, для другой — инженер, незаменимый в отдаленных колониях и тэдэ. В общем, жизнь на колесах, вернее, рельсах — по тетке в день, в разных городах. За день-два надо успеть уговорить зажиточных невест переписать бабло на него, потом убить, и весь фильм построен на комичных ситуациях уговоров, попыток убийства — как удачных, так и неудачных, всяческих накладок, балансирования на грани разоблачения и т.п. Все так весело,иронично, захватывающе — типичное такое шейвианство. Жаль, все же, что в финальных сценах Чаплин вложил в уста героя наивные пафосные прогоны. Мало того, что глуповатые и выглядящие в подобном фильме неуместно, так еще и обозлившие всяких там верующих, ветеранов войны, маккартистов и прочих мясоголовых, что нехорошо сказалось на прокатной судьбе фильма и дальнейшей творческой (да и житейской) судьбе режиссера и актера.