ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Новый Вавилон (1929)


Средняя оценка: оценка: 3
1929. СССР. 93 минуты.
Жанр: исторический.

Режиссер: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг.
Сценарий: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг,
Оператор: Андрей Москвин,
Композитор: Дмитрий Шостакович.

В главных ролях: Давид Гутман, Елена Кузьмина.
В ролях: Андрей Костричкин, София Магариль, А.Арнольд, Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Всеволод Пудовкин.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Несостоявшийся коммунистический рай: окно в Париж

Новый Вавилон оценка: 3

"Новый Вавилон" — последний агитпамфлет советского немого кино, отснятый на "Ленинградской кинофабрике" творческим тандемом "Григорий Козинцев — Леонид Трауберг", который на протяжении 30-х годов будет развлекать публику уже звуковой трехсерийной эпопеей о приключениях Максима. Но "Юность Максима" — это уже как будто совсем другое кино, хотя и крепко замешанное на том же самом агитпропе. В "Новом Вавилоне" прослеживаются именно эйзенштейновские традиции монтажа с его угорелым темпом. Вообще складывается впечатление, что обретя звук, кинематограф приобрел и этакую чванливую степенность, словно дикарь, только что прыгавший по деревьям и нечленораздельно что-то вопящий, вдруг превратился в солидного благообразного господина с тросточкой, который медленно ходит и медленно же говорит всякие благоглупости.

"Новый Вавилон" сильно не дотягивает до "Броненосца "Потемкин" в главном: его агитационный заряд, или, скажем так, коммунарский порох выглядит сыровато. Фильм не выстреливает. И порою кажется, что Козинцев и Трауберг не слишком-то хотели прийти к своей цели, то есть, к тотальному заражению зрителя коммунистической истерией, к пробуждению в зрителе некоего сильного сопережевания. Некоторые сцены поражают какой-то даже скабрезной иронией. Например, в начале фильма, когда зачинается война между Францией и Пруссией, появляется титр: "Война! Все билеты проданы". Весь пафос, нагнанный в предыдущих сценах с офанатевшими людьми, их суровыми, яростными лицами, тут же оказывается сорван. Война — это зрелище, шоу, на него продают билеты, и плох тот зритель, который не успел эти билеты купить.

Кроме того, фильм наполнен каким-то отнюдь не авангардным дремучим символизмом, к которому отсылает уже одно библейское название — "Новый Вавилон". Если пропагандисткий фильм заставляет задумываться, то какая же тут может быть пропаганда? Когда нехитрый сюжет доползает до середины фильма, и французская коммуна дерзко поднимает голову в ожидании кровавой развязки, нам настойчиво показывают каменных горгулий, которые осуждающе смотрят вниз с крыш парижских домов. Ожиданью вопреки, злобные горгульи вовсе не символизируют собой косных буржуа. На месье и мадамов, ждущих в Версале той же самой кровавой развязки, горгульи взирают не менее строго. Режиссеры наполняют действие какой-то неведомой, неосязаемой силой. Горгульи являются проводниками божьего гнева. Когда люди сталкиваются между собой, начинают убивать друг друга, это меньше всего напоминает классовую борьбу. Французские коммунисты решили построить Прекрасный Новый мир — суть Новый Вавилон, и горгульи Парижа за неслыханную дерзость наказали их, сделав невозможным диалог между властьимущими и властьнеимущими.

В отличие от выверенного, математического "Броненосца "Потемкина" фильм Козинцева и Трауберга зачастую превращается в хаос. А современный саундтрек, написанный электронщиками, и вовсе открывает невероятную истину: первый видеоклип, вообще клиповая эстетика, зародилась именно на "Ленинградской кинофабрике" в 1929 году.

(13.06.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: