Режиссер:
Майкл Уинтерботтом. Оператор: Марсель Зискинд, Композиторы: Гарри Эсскотт, Холли Найман.
В главных ролях: Риз Ахмед, Фархад Харун, Вагар Сиддигуи. В ролях: Афран Усман, Шахид Икбал, Шер Кхан.
Награды: МКФ в Берлине — "Серебряный медведь" за лучшую режиссуру (Майкл Уинтерботтом и Мэт Уайткросс). British Independent Film Awards — лучший британский документальный фильм. Independent Spirit Awards — лучший документальный фильм..
Интересные факты о фильме:
Актеры Риз Ахмед и Фархад Харун, возвращаясь в старушку Англию с Берлинского фестиваля, были задержаны в аэропорту британской полицией, которые заподозрили в них террористов.Версия для печати
Вчера поздно вечером смотрел "Дорогу на Гуантанамо". Ну, кто не знает Гуантанамо? — это такая тюрячка, где долбят в задницу содержатся военнопленные с Ближнего Востока. Год или больше назад возникла буча насчет того, что там бесчеловечно обращаются с пленниками. Британец Майкл Уинтерботтом дал художественное свидетельство, то есть, попросту говоря, сделал игровой фильм с документальными вставками на эту тему.
Коротко о фильме: мальчишник по-пакистански, со всеми вытекающими последствиями.
Теперь подробнее. События происходят в 2001 году, во время войны США с Афганистаном. Молодой пакистанец, гражданин Британии между прочим, едет на родину в Пакистан, чтоб повидаться с родичами. Там он знакомится с девушкой (ее, кстати, не показывают в кадре (что это — законы шариата?)) и через 4 дня после знакомства собирается на ней жениться. Он приглашает на свадьбу трех своих друзей, тоже пакистаноподднанныхбритании, они приезжают, встречаются вчетвером в каком-то городе и вдруг с какого-то хуя решают вместо свадьбы ехать в Афганистан. Первый довод был такой: надо помочь людям. А последний и основной довод, поданный в юмористической форме, был такой: "Там вот тааакие лепешки делают" — один пакистанец изображает руками, какие там делают лепешки. "Такие?" — переспрашивает второй парень и подымает со своей тарелки лепешку. "Нет, вот тааакие", — первый пакистанец разводит руки еще шире, нежели поначалу. Все радостно смеются, по доброте душевной дают какому-то сиротке рис и местную лепешку со своего стола, и едут в Афганистан. По пути к границе четыре мушкетера теряют одного мушкетера в придорожном сортире, где он грустно сидит орлом на засранном толчке. Не в силах сосчитать до четырех, три друга заваливаются в автобус и только через час пути требуют остановки: "Мы своего человечка забыли". Шофер, разумеется, не реагирует. На границе они "за большие деньги" нанимают афганских мотоциклистов, чтобы те перевезли их за границу. Мотоциклисты перевозят их за границу. Тем временем подтягивается четвертый мушкетер и — переходит границу пешком. А хули, там узкая полосочка в пять метров. Все встречаются у маршрутки, которая должна привезти их в центр Афганистана. Отставший гневно обращается к друзьям: "Хули вы, пидорасы, меня не подождали". А те ему, не долго думая, отвечают: "Пошел нахуй! Сеня, забей". Они едут в Кабул. Всю дорогу четвертого чела колбасит, но автобус не останавливают — чтобы лузер не смог выбежать в придорожный сортир и снова отстать. В Кабуле они проводят 2,5 недели (естественно, что на свадьбу уже давно положен плотный болт), и при этом ровным счетом ничего не делают: только валяются на грязных матрацах в какой-то конуре, грызут сухарики и грезят о "Пицца-хате". Через 2,5 недели они приходят к хозяину дома и говорят: "Знаете, уважаемый, у нас нихера не получилось помочь людям, так что поедем-ка мы назад в Пакистан. Где тут маршрутка?" Появляется маршрутка. Они садятся в нее и едут куда-то в другую от Пакистана сторону. По пути маршрутка тормозит возле забегаловки. Друзья сидят за столом, пьют "Пепси-Колу" и радостно делятся впечатлениями: "Черт подери, эта вода гораздо лучше того говна, которое мы пили в Кабуле!" Почему-то маршрутка привозит их в населенный пункт, последнее прибежище талибов. Друзьям похуй. Они корешатся с талибами и разделяют с ними беды и опасности — в этом, видимо, и заключается их помощь. Ну, а в это время доблестные войска США вознамериваются разбомбить это последнее прибежище. Приезжает афганский грузовик и забирает народ. Один из мушкетеров снова отстает. Но на этот раз навсегда. А все остальные во время бомбежки убегают с грузовика и возвращаются обратно в НП, чтобы попасть в плен, где с ними обращаются так же, как и с другими военнопленными, то есть заставляют вставать на колени, смотреть, как американские солдаты пинают Коран, и голодать в тесноте и духоте. Когда друзей вызывают на допрос, они непременно огрызаются. Сцена допроса: "Ты говоришь по-английски?" — "Пошел нахуй!" — "Ты откуда?" — тишина. — "Отвечай, а то убью!" — "Из Пакистана" — "Не ври мне!" — "Я из Карачи, Пакистан" — "Да что ж ты врешь мне, сука" — "Ладно, я из ..." — "?" — "Это квартал Бирмингема" — "???!!!" — "Британия" — "Нихуя себе! Ну, ладно, иди в камеру, посиди еще". А потом я уснул и выронил бутылку пива под стол. Но дальше в картине, в общем, я думаю, все понятно: в конце концов парни очутились-таки в Гуантанамо.
По поводу фильма хочется сказать только то, что выглядят его сюжетные повороты настолько идиотично и тупо, что даже появляется ощущение особой достоверности. Не засчет документальных кадров, нередко дрожащей картинки, стремительного телевизионного монтажа, когда в репортаж надо побольше втиснуть... а за счет именно нелепости и непоследовательности поступков молодых пакистанских распиздяев. Особенно хочется отметить то, что эти пакистанцы показаны хоть и дебилами (ну или, может, типичными по мнению создателей фильма "простыми людьми"), но истинными космополитами: им везде хорошо — и в Британии, и в Пакистане, и в Афганистане, лишь бы там была "кола" и пицца. Плохо только среди злых американских солдат, которые мало того, что свирепы и жестоки, так еще не проявляют ни ума, ни такта, ни разборчивости, метя под одну гребенку и талибов и британских подданных. Вот оно — новое поколение европейцев! Сейчас, как известно, имеет место быть охлаждение отношений между штатами и Великобританией, мол, британцы засылают в Америку взращенных у себя террористов, и этот фильм выглядит этаким поленом в политический пожар: сами вы, мол, пидарасы и фашисты, а мы своих подданных в обиду не дадим, они хорошие ребята, а никакие не террористы, вот вам (скручивают дулю). Понятно, что никакого психологизма в фильме нет и в помине, это чисто политический памфлет, сделанный хоть и азартно, и задорно, но совершенно безыскусно, в стиле прямолинейно-тупых агиток.
Ну и, конечно, фильм я в конце концов досмотрел. Через сутки. Он закончился свадьбой. Но уже, конечно, не такой веселой, как предполагалось изначально. Да, молодые пакистанские хлопцы... Если уж вы решили повеселиться на войне, то следует иметь в виду: во время боевых действий можно принять лишь одну сторону — либо ту, либо эту. И пенять только на себя.