Режиссер:
Тони Скотт. Сценарий: Джим Харрисон, Джеффри Алан Фискин (по роману Джима Харрисона), Оператор: Джеффри Л.Кимбалл, Композитор: Джек Ницше.
В главных ролях: Кевин Костнер, Мэделайн Стоу, Энтони Куин. В ролях: Мигель Феррер, Томас Милиан, Джеймс Гаммон, Джесси Корти.
Интересные факты о фильме:
Новелла "Месть" была опубликована в журнале "Эсквайр" в 1979 году.
Фильм должен был снимать Джон Хьюстон. А Джон Хьюстон с сарказмом относился к артистическим способностям Кевина Костнера и не хотел видеть его на этой роли. Когда дело дошло до съемок, Костнер к тому времени снялся в кассовых "Неприкасаемых" и "Дархэмском быке" и пробил себе эту роль.Версия для печати
Ровно 15 лет назад, 4 июня 1992 года, я посмотрел "Месть" Тони Скотта. И теперь решил освежить воспоминания. Однако, младший брат Ридли Скотта сделал такой увлекательный фильм, что задача, которую я поставил сам перед собой, оказалась невыполнимый. Я два раза засыпал на самом интересном месте, — когда главные герои ебались, в смысле, прелюбодействовали. Третья попытка оказалась более удачной: я продвинулся чуть дальше середины этой брутальной, но невыносимо скучной мелодрамы.
Итак, о чем фильм. Джей Кокрэн (Кевин Костнер) увольняется из рядов ВВС и едет отдыхать в Мексику, к своему приятелю Мендезу — старому, жестокому воротиле крупного бизнеса, под чью дудку пляшут все политики страны. У Мендеза — молодая и красивая жена по имени Мирея. Эта барышня ходит с томным видом, виляет перед Кокрэном жопой, читает стихи, в общем, откровенно скучает. Престарелый муж, его подобострастная свита, местные неотесанные мужланы, — тут Мирее ловить нечего, и потому появление Кокрэна становится для нее глотком свежего воздуха. Но американский боец тоже делан не пальцем. Он прекрасно понимает, что если выебет жену друга, тот отрежет ему яйца (да, нравы в Мексике именно такие), и потому противится этой связи! И все-таки, все-таки стойкий оловянный солдатик падет под натиском знойной мексиканской красотки (кстати, в жилах Мэдлейн Стоу действительно течет индейская кровь) и наживет на свою задницу массу неприятностей, что даёт повод окрестить фильм неким подобием нуара. Кокрэна избивают до полусмерти, а Мирею полосуют ножом по красивой физиономии и отправляют в бордель, чтоб весь мир ебал ее, раз уж она так любит ебаться. Ко всему прочему, Мендез поручает человеку каждый день, два раза в сутки, ширять ее героином. Вопреки ожиданиям, Кокрэн выживает и встаёт на тропу войны. Он ищет любовницу в мексиканских трущобах, усеивая свой путь трупами местых падонков…
Очевидно стремление Тони Скотта сделать эстеццкий, приближенный к гламуру кинофильм, запоминающийся не столько сюжетом, сколько красивыми съемками. Внимательный зритель, глядучи любовные сцены, без труда обнаружит в них сходство с любовными сценами "Бегущего по лезвию": косо падающий свет заходящего солнца (правда, у Тони вместо жалюзи — развевающиеся занавески, его личное ноу-хау), в игре теней и света Стоу невероятно похожа на Шон Янг, а музыкальное сопровождение Джека Ницше до боли напоминает "the love theme" Вангелиса. Желание сделать щемящую мелодраму плачевным образом отразилось на динамике фильма. Кукольный фильм, в котором за внешней красотой ничего нет.
Интересно, что через год Ридли Скотт снимет не в пример более кайфовую приключенческую мелодраму "Тельма и Луиза", которая является как как бы географическим антагонистом "Мести". Если герои фильма Ридли стремятся в Мексику, как в благословенную страну, где обретут свободу, то у Тони Мексика выглядит дикой бесправной страной, населенной моральными уродами (этим "Месть" перекликается с "Дикой бандой"Сэма Пекинпы). Мне любопытно, когда у нас начнут снимать подобные фильмы? Когда наши преступники и военные летчики из фильма в фильм будут рваться, например, в Казахстан? Думаю, что российские кинематографисты недооценивают красот российских и казахских степей. Думаю, что их кругозор слишком узок и ограничивается МКАДом. В крайнем случае, Белым морем. Вообще, российское кино имеет огромную, безграничную и совершенно нераспаханную ниву родных пленэров, чье величие и перспективы не только могут сравниться, но и обогнать на пять пятилеток вперед просторы Дикого запада. Русский оператор — это как тот самый колонист середины 19-го века, стоящий рядом с телегой и пристально всматривающий в далекий горизонт. Вот только наш колонист что-то нифига не видит…