Награды: МКФ в Берлине — "Золотой медведь" (Гран-При). 3 премии синдиката итальянских кинокритиков — лучший режиссер, композитор, актриса второго плана (М.Витти). Jussi Awards — лучшая актриса (Ж.Моро)..
Знаменитый режиссер М.Антониони, известный как чрезвычайно небыстрый рассказчик, в фильме "Ночь" рассказывает историю отчуждения. Успешный писатель Джованни и его жена Лидия являются главными героями этой не слишком увлекательной, но неизменно точной и тонкой киноленты. Они находятся в особом состоянии, когда их души зависают в некой фрустрации, а мозг работает так, как и работал прежде. То есть, выстроив свою собственную жизнь по кирпичику, создав семью, положение в обществе, финансовое благополучие, они превратили свои жизни в набор рефлексов, необходимых для поддержания текущего состояния. Замечательным образом это видно из первой же, начальной сцены, когда Джованни и Лидия приходят навестить смертельно больного знакомого писателя. Их движения скованны, неторопливы, но отточены. На лице Лидии (Ж.Моро) со скоростью болида меняются маски. Когда подходит человек, будь то приятель, или просто официант, скучные, опущенные к подбородку уголки губ Лидии приподнимаются, и на лице моментально начинает играть приветливая улыбка. На лице же Джованни (М.Мастроянни) мимика отсутствует: в любом случае он спокоен, как гипсовое изваяние. Это — рефлексы. И за этой равнодушной благостью кроется беда.
Затем Антониони показывает тот самый момент, когда в жизни героев наступает перелом. Томление, скука перевешивают равнодушие и побуждают предпринять какие-то действия.
Первой вступает в войну Лидия. Ее первые шаги нерешительны, робки. Она уходит из дома и бродит в одиночестве по улицам города в поисках свежих впечатлений. Однако, действительность не вызывает у нее особого энтузиазма: некоторые события вызывают ту же самую извечную скуку (запуск любительских ракет), а некоторые события вызывают страх (драка). Тем не менее, в следующий раз она возвращается с мужем в те места, где бродила одна, — в надежде, что смена впечатлений как-то растормошит хотя бы его. Бесплодные попытки!
Лидии уже не сидится дома, — кофмортабельная квартира перестает источать уют, более того, вызывает отвращение. Супруги отправляются в ночной клуб, и там, наблюдая за изламывающейся на сцене негритянкой, Лидия приходит к пониманию, что требуются более кардинальные меры по ампутации душевной апатии.
Ночь, проведенная в гостях, становится тем самым "отрывом" от прежней жизни, когда нити прошлого рвутся с огромной жалостью, но и с не меньшей решительностью…
Антониони известен как бесподобный живописец "земель без радости". Даже экстерьеры, появляющиеся в кадре, кажется, покрыты пылью скуки. Персонажи его фильмов заражают своим унынием целые города. Но между тем, внутри каждой души водятся черти. И черти сии наделяют сам фильм, фильм в целом, жизнью. За что, собственно, мы и любим Антониони. Однако, рекомендую смотреть фильм, пребывая только в том настроении, о котором я писал выше, иначе можно многое недопонять или попросту не оценить.