Считаю, что было бы несправедливо обойти вниманием первый полноценный шведский фильм ужасов "30 дней до рассвета" или, в оригинале, "Frostbiten". На самом деле, он, конечно, не первый, да и не совсем чтоб полноценный (скорее это комедия ужасов), но все же первым шведским образчиком такого развлекательного масскультового жанра как "страшненькое кино про вампиров" его именовать вполне можно — потянет. Ибо фильм этот хотя бы выпустили в широкий прокат, да и на нескольких незначительных фестивалях он засветился… в общем, пиар-менеджеры не дремали.
Так что же такое соорудили шведы? А в частности, главный дирижер этого оркестра, между прочим, выпускник ВГИКа. Во-первых, забыли о прародине наиболее культовой киновампирской нечисти — то есть о Трансильвании, — и перенесли действие в года не столь давние и места не столь отдаленные. В Украину, короче говоря. А в заглавные титры пустили актуальную сразу по двум пунктам пестнь, позаимствованную у "Двух бойцов" — "Тёмная ночь… только….". Актуальную — во-первых потому, что когда еще душе вампирской развернуться, как не темной ночью, а во-вторых, начинается вся эта свистопляска с того, что шведский добровольческий батальон СС замерз в украинских снегах времен Великой отечественной войны. Да и вообще, Андерс Банке как никак московский ВГИК заканчивал, может, даже под какой-нибудь "Флагман" эту песню на кухне пел. Ну и не будем забывать про Пушкина, сочинившего стихотворение "Вурдалак", и А.К.Толстого, развившего тему в рассказе "Семья вурдалаков". В общем, в жопу жеманных вампиров а-ля Гари Олдман, когда на Руси своих вурдалаков хватает. И хватило, как выяснилось, даже на шведских добровольцев СС. Причем хватило всего одной 10-летней девчушки — вурдалачки Машки, чей гробик оказался в погребке занесенной снегом крестьянской хатки. Далее действие переносится в современную Скандинавию, шведскую северную провинцию. Там действительно приволье для вампиров: ночь темна, а, главное, длинна. В местной больнице орудует единственный выживший эсэсовец, ныне врач, по совместительству вампир, пытающийся вывести особый вид суперлюдей-вампиров (идеи Гитлера нетленны). В результате, пронырливые школьники-токсикоманы и студенты-медики-практиканты ("наркодилеры") оказываются замешаны во всем это деле, и за 30 дней до наступления полярного дня в городке начинается подростковая вампирская вакханалия.
Зрелище получилось достаточно забавным. Ближе к финалу сюжет расслаивается на три линии — и не все они между собой сбалансированны: самое веселое — школьная вечеринка, где школьники жрут тоннами потыренные у доктора- вампира волшебные таблетки; самое скучное — больничные коридоры, где мама главной героини (в то время отрывающейся на приятельской вечернике) бьется с бывалым эсэсовцем; и третья линия — с претензией на актерскую игру — душевные терзания практиканта, по дурости схававшего одну из волшебных таблеток и теперь пытающегося не ударить в грязь лицом перед набожными родителями подруги.
Кино получилось не лучше и не хуже заморских, то бишь, голливудских молодежных комедий на тему клыков, луж крови и превращений благовоспитанных молодых людей в кровожадных упырей. Тут уместно будет вспомнить один из ранних фильмов Джима Керри — "Однажды укушенный", если кто-нибудь, конечно, сможет это вспомнить. Но шведскому фильму достаются бонусы за экзотичность: полярную ночь (и "темную украинскую ночь" тоже), дебелых шведских школьниц, и за игрушечных новогодних гномов, с успехом заменяющих традиционный осиновый кол.