Всего 13 минут, вызывающих тугое гудение внутренних электрических проводов. На мой взгляд, фрейдистские мотивы Майя Дерен использует гораздо более умело, чем Бунюэль или Дюлак. Дерен отрицала "автоматическое письмо" сюрреализма, предпочитая держать все под контролем. Удивительно, что некоторые образы сна, в котором женщина встречается сама с собой, напоминают "Орфея", снятого позднее сюрреалистом Кокто. О чем "Полуденные сети"? Попытка трактовки только вульгарно посягает на загадку фильма, увлекающего петля за петлей, чтобы из спокойного внимания подвести к желанию выбраться, к слабой, но явной боязни сумасшествия. Фильм гипнотизирует. Это картина-транс, где каждый круг фразы, каждый элемент повторяющихся событий подводит к следующему уровню погружения. Вначале это незаметно, но вдруг в голове звучит тревожный колокол — и ты понимаешь, что оказался очень глубоко.
Болезненное состояние женщины, погруженной в сон и околдованной привидевшимися ей образами, ее тревога приводит к трагической развязке. Или же сна не было? Или состояние поиска и мучительной полудремы, в которой нужно догнать фигуру без лица, — это перманентное состояние героини? Словно Дерен, которая смотрит в пустое зеркало, мы всматриваемся в кино до тех пор, пока не понимаем, что прижались к невидимому стеклу-экрану лбом, не в состоянии рассмотреть собственное отражение. Фильм-лестница, подводящий к идентификации, что вызывает состояние легкого, но внезапного, а оттого запоминающегося испуга. Работы Дерен ценны еще и тем, что делались в годы войны, когда подпольного кино в США не существовало. Это после появились Кеннет Энгер со своими сатанинскими мистериями и другие киноизвращенцы, а пока пальма первенства лежит в белых руках хореографа-режиссера Майи Дерен.
Впоследствии Дерен уехала изучать вудуистские практики, хотя фильм про вуду доснять не успела, и интерес к мистическому ощущается уже в "Полуденных сетях". Фильм ритмичен, он вызывает желание посмотреть его снова, потеряв часть души или что-то обнаружив, он красив — красотой аскетичной, магией поэтического символизма, словно образ Смерти в "Орфее" Кокто. Странно, что даже превращение предметов не отвращает своей простотой, а действует определенного рода маяками, иглами, которыми к стене прикалывают твою тень. Наверное, если я найду куда-то подевавшиеся несколько минут фильма, то как раз лишусь ее. )