Награды:
Лучшая актриса второго плана — Кэтрин Кинер (в совокупности с другими тремя фильмами 2005-го года с ее участием) (Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса)
Лучшая музыка к фильмам-лидерам кассовых сборов — Джеймс Ньютон Ховард (ASCAP Film and Television Music Awards).
Интересные факты о фильме:
Первый фильм в мире, съемки которого производились внутри здания ООН.
Членам съемочной группы позволялось проносить с собой в здание ООН ножи, необходимые им для работы.
Режиссер лично встречался с Кофи Аннаном, дабы испросить его позволения провести съемки фильма в здании ООН.
Поллак хотел снять в главной роли Наоми Уоттс, но та уступила ее своей подруге Николь Кидман, которая горела желанием сняться в этом фильме. Она подписала контракт даже не читая сценарий.
В фильме фигурирует вымышленное африканское государство Матобо. В Зимбабве есть Национальный Парк с таким названием. Поэтому фильм в Зимбабве запрещенный.
Вымышленный язык ку для фильма скомпилировали из двух разных африканских языковВерсия для печати
В 1975 году Сидни Поллак снял фильм "Три дня Кондора", по роману "Шесть дней Кондора" какого-то автора, чью фамилию я не помню. Возможно, это первый, а может, до недавнего времени, и единственный фильм в поджанре "филолог в опасности". Там персонаж Роберта Редфорда по кличке "Кондор", из какого-то аналитического отдела ЦРУ, вышел за кофе с пончиком и проебал момент расстрела своего отдела ЦРУ боевиками другого отдела ЦРУ, стершего, к тому же, все упоминания об этом отделе и работавших там людях из всех архивов. И Кондор, пользуясь своими недюжинными, присущими лишь филологам-по-призванию, аналитическими способностями, вывел всю эту ЦРУ на чистую воду. Фильм шел в прокате в эсэсэре. Я его смотрел в детстве, лет в десять, что ли, и с тех пор больше не пересматривал, и, конечно же, меня тогда поразило то, что свои расстреляли своих, целый отдел, из-за того, чтобы не просочилась какая-то информация, и то, что за безоружным интеллигентным чуваком, да еще и "стертым", "без бумажки — какашкой", гоняются хорошо организованные и прекрасно вооруженные безжалостные люди из организации, для которой закон не писан. И что ничего не могут с ним поделать, потому что он умен. Почему именно не могут, как именно он их разводил — не помню, да и вряд ли мог тогда в полной мере осознать. Даже то, что Кондор филолог я вычитал сравнительно недавно в пресловутом словаре культуры Руднева — там целая глава посвящена этому "постмодернистскому фильму".
Как бы то ни было, спустя ровно тридцать лет Поллак снял еще один фильм про "филолога в опасности" — "Переводчица" с Николь Кидман в главной роли. Правда в этом фильме тетка водит за нос всего лишь фэбээровцев, которые, к тому же, призваны ей помочь. Вернее, режиссеру хотелось бы, чтобы зрители думали, что тетка очень ловкая и что сюжет вообще лихо закручен и непредсказуем. Оно, конечно, все знают, что действие может развиваться так, чтоб и зрители, и персонажи совместно, одновременно выясняли какие-то вопиющие факты, а может и так, чтоб зрители заранее знали что к чему и наслаждались зрелищем того, как ловко персонажи добывают информацию нам, зрителям, известную. Но вот что бесит, так это когда режиссер, комбинируя эти два способа построения сюжета, забывает что зрителям известно, а что неизвестно. И ведь Поллак в каком-то интервью утверждал, что самое большое удовольствие ему доставляет именно процесс монтажа фильма. И вот, поди ж ты, намонтировал, превратив персонажей Николь Кидман и Шона Пенна в каких-то детишек, посмотревших "Три дня Кондора" и решивших сыграть во дворе в "битву умов-титанов".