Писать рецензию конкретно на фильм "Последний легион" так же бессмысленно, как писать рецензию на одну отдельную серию какого-нибудь бесконечного российского ситкома. Поэтому ни слова о сюжете. Ни слова об операторской работе. Ни слова о декорациях. Всё это кочует из одного голливудского "исторического" фильма в другой, и когда закончится это великое переселение древних народов на современные киноэкраны, никому не известно.
Расскажу о том, что в "Последнем легионе" новенького. Во-первых, в фильм затащили английского актера-интеллектуала Колина Ферта. С некоторым любопытством ждешь первого "махача" с участием Ферта. И тут, надо сказать, сорокасемилетний актер не подкачал. В спортзал он, очевидно, ходил не зря. Ферт играет командира элитного римского легиона, поэтому драться ему приходится много. В конце концов, энергичными пинками судьба забросит его персонажа на британские острова. Прах к праху, не иначе...
Во-вторых, — и это главная достопримечательность фильма, — в нем играет известная индийская актриса Айшварайя Рай. Красивая женщина ловко дерется и придает убогому фильму очарование. "Где ты научилась так владеть оружием?" — спросит у нее Колин Ферт. "В Керале. Мой монарх — друг твоему монарху, поэтому я здесь". Не припомню тесных дружеских связей индусов с римлянами (ведь не считать же за таковые торговые связи!), но то, что индианка играет индианку, фильму только в плюс. Да и, собственно говоря, почему бы и нет? Для пущей убедительности в "Последний легион" завербовали даже Бена Кингсли, который, как известно, в 1982 году сыграл Ганди и получил за роль "Оскара". Кингсли удивительно похож в этом фильме на Лайама Нисона из "Звездных войн". Это касается не только сценического образа, — они даже внешне похожи. В общем, своими шаловливыми инфантильными ручонками Голливуд собрал мозаику из классического, ГОСТового набора штампов.
В третьих, меч короля Артура переместили из английских камней в камни итальянские и нарекли мечом короля Цезаря, а дряхлого Бена Кингсли снабдили клюкой Гэндальфа и заставили этот Меч Силы искать. Тем не менее, от мистической, волшебной подоплеки сценаристы по мере сил открещивались (в киношной Америке это нынче не модно), поэтому все фокусы, показанные Гэндальфом в тоге, немедленно разоблачались, превращаясь в ловкость рук безо всякого мошенничества.
Ну и в-четвертых, в фильме появляется плохо загримированный ребенок. И вот тут уже хочется плакать от злобного умиления, глядя, как интернациональная звездная пиздобратия вьется заботливыми няньками над подстриженным под горшок пацаном, вылезшим из дешевых семейных комедий.
Поскольку это "разделка", а не "рецензия" и здесь допустимы спойлеры, скажу, что:
"Последний легион" — удобоваримый приключенческий фильм для детей младшего и среднего школьного возраста, своим началом способный вызвать интерес даже у взрослого человека, которого тошнит от всяких там "сандалетных пеплумов" и прочего костюмированного бала с саблями.
Начало действительно удивительное для такого рода фильмов. То, как создатели кинца представили зрителям главных героев достойно всяческих похвал. Сцена с мальчиком, которому собираются (собираются ли? собираются! но не шутят ли? нет, не шутят! точно? стопудово!) отрубить руку — самая сильная в фильме. Ну, и то, кем оказывается мальчик, и кем оказываются рубаки... Дальнейшие перипетии скучны и предсказуемы до самого конца.
Но самая концовка тоже весьма неожиданная. Правда, я где-то когда-то читал, что в одной только Англии ежегодно выпускается около 60 романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола... Поэтому, одной не бог весть какой версией больше, одной меньше... Просто надо ж как-то ударно закончить фильм и, в общем-то, закончили полной неожиданностью. Интересно, все эти валлийцы, шотландцы, ирландцы и прочие кельты возмущены, что слово лашатумбай... простите, эскалибур, вдруг вырисовалось из незаросших мхом участков меча, на котором выгравировано латинское изречение?
Вообще-то, хотелось бы немножко порассуждать и о таком замечательном явлении, как хорошая индуска, кромсающая в британском фильме плохих бритов, да только, боюсь, дорассуждаюсь до того, что читатели интернет-сектора .ру не так меня поймут и потребуют, чтоб я за Севастополь ответил.
А еще в этом фильме прикольный растаман с дредами. Видимо, плыл с Ямайки в Санкт-Петербург, штат Флорида, но заплыл, по обкурке, в Римскую империю. Но готы, сволочи, расисты рыжие, замочили чувака.
Я не хотел смотреть этот фильм, видит бог. Я ожидал, что это будет достаточно дешёвенькая картина с претензией на эпичность, плоскими шутками, псевдоприключениями, через жопу поставленными драками и какими-нибудь глубокомысленными выводами типа "а следовательно, румыны — никакие не цыгане, а потомки гордых римлян, возможно, даже Цезарей". И в итоге в одном я благодарен картине. Она не обманула меня ни на йоту, оказавшись в точности тем, что я себе представлял. Даже мораль оказалась похожа, разве что вместо румын были британцы.
"Последний легион" — это крайне простая, но очень претензиозная история о том, как Древний Рим окончательно пал, и злобный Одоакр хочет избавиться от последнего из Цезарей — маленького мальчика, беспомощного, но решительного, и вообще хорошего. Уверен, что если бы в фильме старушка с палочкой переходила через дорогу, мальчик бы её обязательно перевёл! Но не судьба.
Зато вместо старушки в фильме оказался "полный набор персонажей для квеста": пожилой, но прекрасно дерущийся крюковатой палкой учитель с недоумевающим лицом Бена Кингсли, суровая воительница юга с обворожительной мордашкой Ашварии Рай, и крепкий дядька Колин Ферт с целой бригадой солдат разного размера и цвета. Противостоять им будет обожаемый мною Кевин МакКид (исполнитель главной роли в "Псах-войнах" Нила Маршала), загримированный под российского Волкодава, и пара злодеев попроще: Одоакр — Питер Муллан, Нестор — Джон Ханна и ещё какой-то перец в маске (поскольку я не понял, кто он такой, даже не буду смотреть, кто его играл).
Все вместе эти хлопцы отправились в Англию, где их ждёт последний верный Цезарю легион — дай бог памяти, девятый по номеру. Описывать сюжет далее мне кажется даже немного странным, ибо чтобы его не угадать, надо быть шизофреником-имбецилом, перенесшим две лоботомии. Всю дорогу их будут попровождать сражения с врагами, а по приезду обнаружится, что от легиона остались рожки и ножки, но даже с этими рожками и ножками герои дадут последний бой злу, и останутся жить в Британии. В итоге ещё окажется, что маленький цезарь — это отец короля Артура. Вот такое кино.
Драки в фильме поставлены довольно посредственно, а больше вообще смотреть не на что. Ашвария Рай, разве что, весь фильм соблазняла обещанием грядущего разврата, но единственная эротическая сцена закончилась настолько быстро, что я даже не успел понять, кто с кем ебался. В общем, тема сисек на раскрыта. Бататьные сцены же — и вовсе курам на смех, особенно какие-то странные попытки сделать их похожими на "Властелина колец". Ёжику ведь понятно, что сравнение всяко было бы не в пользу "Последнего легиона", даже если бы они собрали приличную массовку. Но они и массовки толковой собрать не смогли.
В общем, это фильм, чтоб провести лишнее время, если больше нечем заняться, не более. Даже странно, что эту мурню сделал Дино ди Лаурентис. Наверное, это и называется "старость". Единственное, что может показаться интересным — это зачем вдруг британцам понадобилось делать такую жёсткую агитку о собственном божественном происхождении. Не иначе, собрались бороться с нелегальными мигрантами. Выселять их в специальные лагеря, строить полицейское государство... ой, посмотрите лучше ворой раз "Дитя человеческое" вместо "легиона", если у вас есть выбор.
В историческом кино давно было принято искать прямые аллюзии на современность. Каждый раз с пеной у рта доказывая, что Ксеркс — это президент Буш, а Хоббитон — старая добрая Америка, никто на самом деле не верил в то, что все это всерьез. Но вот неожиданно пришел “Последний легион”, м мы обнаружили, что столкнулись с тактическим оружием невероятной силы. Можно сказать, что с Настоящей Большой Бомбой Британского Реткона.
“Последний легион” — величайшее оружие британской пропаганды со времен смерти принцессы Дианы. Смелая попытка переписать историю родной страны под видом рядового фэнтезийного эпоса. Чтобы пояснить причину подобного заявления необходимо хотя бы в паре слов пересказать сюжет.
476 год н.э. Готы под предводительством Одоакра захватывают Рим и отправляют пленного императора Ромула Августула в ссылку на остров Капри. Отряд недобитых легионеров пол предводительством ветерана африканского фронтира Аврелия освобождают императора и отправляются вместе с ним в Британию, где должен все еще оставаться верный императору IX Легион. К сожалению, вместо легиона беглецы находят только жалкие его остатки, прозабающие под игом узурпатора Вортигерна. Дальше можно уже не рассказывать, так как дальше начинается известная всем с детства история короля Артура. Точнее, его отца Пендрагона, которым и предстоит стать юному Ромулу Августулу.
Что же такого радикального в этом фильме помимо установления прямой преемственности между династией Цезаря и первой королевской династией независимой Британии? Это индийский фактор. Дело в том, что два ключевых персонажа в истории короля Артура оказались в фильме Лефлера индусами (!). Мерлин, роль которого исполнил индус-полукровка Бен Кингсли, известный всему миру по роли Махатмы Ганди. И воспитавшая юного Пендрагона Владычица Озера Мира, в роли которой зазвездила болливудская примадонна Аишвария Рай.
Выбор на эти роли индусов совершенно не случаен. Более полувека назад Индия получила свободу от своих бывших хозяев, но так и не смогла выйти из под имперских чар Старушки Англии. По этой причине сейчас на территории Великобритании проживает, наверное, больше индусов, чем ирландцев и шотландцев вместе взятых. Индийская диаспора уже давно представляет из себя серьезную силу, а новые индийские фильмы регулярно оказывается в Top10 национального чарта.
Можно догадаться, что Новые Британцы давно готовы смотреть фильмы о вкладе собственного народа в историю своей новой Родины. Например, эпические боевики о том, как индусы посадили на британский престол короля Артура. Или романтические комедии про то, как индусы помогли Шекспиру написать “Гамлета” и “Ромео и Джульетту”. А заодно сериалы про частного детектива Сидхартху Гаутаму Холмса, который живет на Бейкер-стрит, курит гашиш и цитирует Рабиндраната Тагора.
А что же мы? Пробудившись от зимней спячки и выгнав из квартиры всех белых медведей, мы готовы смотреть любую подобную хуйню. Мы — русские, потомки великого императора Циня Шихуанди. Мы бриттов с индусами не страшимся. Пусть снимают.