Режиссер:
Георг Вильгельм Пабст. Сценарий — Георг Вильгельм Пабст, Ладислаус Вайда, оператор — Гюнтер Крампф, композитор — Тимоти Брок, Пиир Рабен.
В главных ролях: Луиза Брукс, Фриц Кортнер, Францис Ледерер. В ролях: Дейзи Д'Ора, Элис Робертс, Карл Гетц, Густав Дисл.
Интересные факты о фильме:
- графиню Анну историки называют первым лесбийским персонажем в кино;Версия для печати
Мор:
"Ящик Пандоры": сокрушающая все красота Брукс.
"Кино нанесло мне несколько проникающих ножевых ранений в самое сердце финальными 15 минут. Причем сделало это изощренно, хитро, исподтишка. "Ящик Пандоры" — зияющая пропасть, внезапно разверзнувшаяся в 100 минут кинематографической похоти, разнузданной свистопляски и столпотворение эпизодических персонажей. Процесс превращения маленькой смертоносной бабочки во взрослую, зрелую особь. Ее имаго — смерть." Афанасьев С.И.
Весь фильм вспоминала Штернберга с многократными вариациями одной темы. Хотя разница между женщинами очевидна — если Дитрих победоносно втаптывает других в грязь, а на сцене корчится шут-преподаватель, то Брукс остается испорченным ребенком, легкомысленной жертвой, даже использовать других толком не научившись, полностью доверяя собственной красоте. Вот она бьется в истерике, демонстрируя небольшую грудь, — и эта сцена невыносима, соблазнительна и пакостна. Когда при взгляде на нее очередной Потрошитель роняет нож, это выглядит библейской проповедью. И женщины, и мужчины — заложники ее капризного совершенства.
Образ Лулу, сыгранный Луизой Брукс, остался в истории из-за кардинально противоположных трактовок, с легкостью вмещающихся в игру актрисы. Лулу — невинность, не подозревающая о своем влиянии на мужчин, жертва их пороков, и Лулу — зловещая соблазнительница, неотвратимо влекущая к себе и заставляющая нарушать законы, рвать семейные связи, нарушать приличия, — все это одна женщина. Ее сияющая улыбка, адресованная Потрошителю, и зловещая, полная превосходства уcмешка, обращенная к судье, — две стороны одного. Она мстит за вынесенный приговор, твердо осознавая, что способна поколебать серьезность служителя закона. А потому "Ящик Пандоры" воспринимается метафорой о том, что к любой красавице прилагается ящик с бедами, которые она выпускает наружу. Балансируя от плюса к минусу, пытаешься разобраться в том, какова же она на самом деле, эта великолепная ребячливая вертихвостка. Ходили легенды, что Брукс околдовала Пабста, раз он не видел, что актриса совершенно бездарна. Похоже, что Брукс околдовала и зрителей, прикованных к экрану. Позже критики надрывались в своей любви к "женщине в шлеме черных волос", способной сделать любую штамповку произведением искусства просто своим появлением. Широкая публика тоже стала жертвой Лулу.
"Ящик Пандоры" представляет собой переработку пьес Франка Ведекинда (переписанные Ладислаусом Вайда). История о возвышении и падении танцовщицы Лулу предсказуема и длинна. Доктор Шон ходит к молоденькой красотке для развлечения, но жениться собирается на вызывающей большее доверие женщине (Дэйзи Д'Ора). Однако оставить любовницу оказывается не так просто, ведь Лулу очаровывает всех своей непосредственностью — и самого доктора, и его сына, и подругу сына, и старика, ранее устраивавшего ее жизнь. Приглашенная на ее выступление невеста доктора тоже смотрит на Лулу завороженно, не в силах отвести глаз. Очарование приводит к убийству доктора, бегам для Лулу и ее печальному концу. Запустив машину порока, Лулу может лишь пытаться воздействовать на людей, для которых она — цель, вещь. В этом смысле она становится жертвой красоты и самоуверенности, ведь слишком много стервятников собралось вокруг, контролировать их она не в силах. Когда ее собираются продать в бордель, испуганная танцовщица пытается воздействовать на окружающих осознанно, но для этого ей не хватает сосредоточенности и, пожалуй, ума.
Лулу — бабочка, стрекоза, которая танцует все лето и капризничает, не задумываясь о будущем. Ее красота не меркнет, не тускнеет, расцветая и в бедной комнатушке, и в зрительном зале. Словосочетание "порочная невинность", употребляемое в отношении девочек, бесстыдно садящихся на колени к гостям-мужчинам, идеально подходит для Лулу. Безответственная, ребячливая, беззаботная.
Но вот что касается меня, то даже не Лулу заинтересовала меня, а то, как напряженно играют остальные актеры. Ведь именно они создают ту раму и тот мир, внутри которого бессмысленно пляшет красавица-Лулу. Актерский ансамбль на высоте. Доктор Шон осознает, что губит свою жизнь, и женится на Лулу с чувством обреченности. Он еще пытается бороться, показывать непререкаемую власть, но власть эта уже уничтожена, разбита крылышками влетевшей бабочки. Бесстыжий, разнузданный вечер устраивают в брачной спальне приятели Лулу, размахивая бутылкой и предаваясь слюнявым воспоминаниям. Тревожно, сурово смотрит на Лулу графиня Анна (Элис Робертс), сдерживающая пылающую под сердитой маской страсть. Светла и прекрасна невеста доктора с глазами, похожими на бриллианты. Тих и сдержан Альва, сын Шона, внезапно теряющий волю на коленях Лулу. Все они более не управляют собой, в их жизни вмешался новый фактор. Тем более страшный, что Лулу даже не старается что-то с ними делать. Ее внешность уничтожает необходимость размышлять над своими действиями, продумывать ходы — она столь хороша, что даже откровенные глупости в исполнении Лулу покоряют.
"Ящик Пандоры" — фильм-легенда. Зловещий, двусмысленный, эмоционально напряженный. Ни один из людей, интересующихся историей кинематографа, не должен пропустить торжествующую улыбку Брукс.