Награды: 1997 - Лучший актёр — Аль Пачино (Бостонское общество кинокритиков) - Лучшая актриса второго плана — Энн Хэч (National Board of Review, USA).
Интересные факты о фильме:
В оригинальном отчёте Джозефа Пистоне он приводит следующие псевдонимы Бенджамина Руджиеро (Пачино): Лефти (левша), Лефти пистолеты, Лефти два пистолета, Полуготовый, Лошадиный член.
Слово "Хуй" (fuck) произносят в фильме 185 раз.
Лефти в фильме — это сюжетная смесь реального Лефти с реальным Сонни Блеком.
Джо Пеши — был первым выбором режиссёра на роль Ники. Но после выхода "Хороших парней" проект отложился, а затем роль ушла Бруно Кёрби. Не знаю, выиграл ли от этого фильм, но Джо Пеши точно ничего не потерял.
На роль Джозефа Пистоне (то есть Донни Браско) Ньюэлл сначала хотел пригласить Тома Круза, но после выхода "Хороших парней" проект отложился (как я, блин, уже говорил), и Круз так и не попал в картину. Вместо него сыграл Джонни Дэпп.
Когда Донни и Ники смотрят на фотографию убитого мафиозного босса в газете — нам показывают реальную газету с материалом об убийстве босса Кармина Галенте, убитого в ресторане Бруклина в 1979 году.
Джонни Дэпп неоднократно встречался с Джозефом Пистоне, консультируясь по поводу роли. И не сдал его мафии. Хотя к тому моменту предлагали уже 500.000 (сейчас стоимость головы Пистоне мафия оценивает в 1.000.000 долларов).
Сцена с Джонни Дэппом, стреляющим в тире ФБР, была добавлена по настоянию боссов студии, которые хотели для рекламного ролика кадр со стреляющим Джонни Дэппом (тот за весь фильм не стреляет ни разу).
В отличие от фильма, в реальной жизни за Лефти не "послали", его арестовали до того, как его успела убить мафия; вот за Сонни, их с Донни боссом, действительно "послали", его убили и отрубили ему руки (я так понимаю, что ему после смерти было уже всё равно, так что руки отрубили не в качестве наказания, а как символ). Лефти же был осуждён на 20 лет, выпущен через 11 за примерное поведение, и умер двумя годами позже от ракаВерсия для печати
Сдуру прочитал рецензию Экслера на этот фильм перед тем, как сел писать рецензию сам. Это не потому, что я извращенец, не подумайте, просто я искал картинки в писковике, а Экслер обычно в своих рецензиях выкладывает множество иллюстраций (которые я у него без зазрения совести и потырил) — вот они все, сбоку, сверху вниз. Но я не об иллюстрациях.
В Экслере (помимо невероятного мудизма, который с его кино-рецензированием никак не связан, это у него просто личное такое качество) меня всегда поражала его способность с безапеляционностью асфальтоукладчика писать умопомрачительные глупости. Про этот фильм (собственно, до фильма мы уже скоро дойдём, подождите) он написал, среди прочего, следующее: - Что это "очень хороший фильм, который ... должен понравиться всем: и любителям фильмов действия, и поклонникам психологических триллеров, и тем, кто особенно ценит хорошие актерские работы"; - Что главный герой — работающий под прикрытием агент ФБР с какого-то момента "действительно начинает жить по кодексу мафии, убивает людей, совершает грабежи, помогает расчленять и прятать трупы. В определенном смысле он даже начинает получать от этого удовольствие". - Что "Аль Пачино сумел найти совершенно новый психологический тип для своего героя"; и ещё много других глупостей.
Теперь по сути, дабы дурь Экслера каждому видна была.
"Донни Браско" — невероятно затянутый и скучный фильм, который без дозы чего-нибудь возбуждающего сможет смотреть только очень спокойный человек, или закоченный любитель гангстерских фильмов. По странному стечению обстоятельств, я как раз таким являюсь, потому умудрился посмотреть "Донни" от начала до конца два раза, и ещё много чего про этот фильм (и про саму историю) почитать.
Картина примечательна двумя вещами.
Во-первых, невероятной правдоподобностью. Из всех фильмов "пра мафию" и "пра ганстераф" это, наверное, самый честный и бескомпромиссный — собственно, именно потому он и вышел таким неторопливым и скучным. Джозеф Пистоне начал свою книгу со слов "Жизнь мафии невероятно скучна", и именно это демонстрирует нам своей медитативной постановкой Майк Ньюэлл. Современные гангстеры — это не крутые спецназовцы, которые каждый день бьют рыло своим противникам и раз в неделю участвуют в масштабных перестрелках. Современные гангстеры — это дельцы средней руки, которые имеют невероятное число "боссов" и начальников всех мастей, и с утра до вечера думают о том, как и где бы им чего стырить. Эта мысль преследует их неотступно, каждый день, день за днём, превращая их жизнь в бесконечную гонку за такими трудными "лёгкими" деньгами. При этом сама по себе мафия — давно уже не шайка, где кто кому даст в лоб — тот и главный, и даже не "семья" дона Карлеоне. Это своеобразная жёсткая организация с автономными более или менее самоуправляющимися филиалами с жёсткой субординацией, своими званиями, выслугой лет, и талонами на молоко за вредность.
Вот всю эту скукотищу Пистоне и живописует на страницах своей знаменитой работы "Моя жизнь в мафии", а Ньюэлл — на экране своего фильма "Донни Браско". Его герои скучны, обременены невероятным числом человеческих слабостей, коих куда больше, чем достоинств, и изо дня в день повторяют однообразные действия, невыносимо страдая от мысли, что скоро конец месяца, и надо платить налоги боссу, а денег пока собрали лишь вполовину от того, что нужно. Вся неторопливость, нудность, и бедствия мафии, у которой вечно не хватает денег, и составляют по существу главное действующее лицо книги, и одно из главных действующих лиц фильма.
Другой интереснейший пласт реалистичности картины — в поведении агента под прикрытием (я дальше ещё вернусь к этому моменту). Поскольку Пистоне был первым агентом, успешно внедрённым в мафию, и поскольку ФБР, как и любая госструктура — организация чрезвычайно бюрократичная, ему было запрещено совершать даже самые_мелкие_правонарушения. Он не мог даже кольцо купить у бандита, потому что оно краденное, и ему запросто могли впаять за это срок, если б он написал об этом в отчёте. Пистоне вспоминал, что ему приходилось идти на невероятные хитрости, чтоб не погореть: когда он якобы продавал драгоценности, он просил за них всегда слишком высокую цену, чтоб покупатель сам отказался, и он, таким образом, ничего не нарушил. Понятно теперь, что слова Экслера о том, как герой "начинает жить по кодексу мафии, убивает людей, совершает грабежи" и даже получает от этого удовольствие — мягко говоря, плод его буйной и неуёмной фантазии. Единственное крупное правонарушение, которое Пистоне себе позволил, и это прекрасно показано в фильме — расчленение трупа, но сам агент вспоминал об этом, как о страшном сне (я уж не говорю, как он расписывал свои дальнейшие злоключения в бюро с целью оправдаться за это стрёмное действие; счастье, что его не посадили).
Во-вторых (в смысле, вторая вещь, которой примечательная картина), в фильме невероятный актёрский ансамбль, играющий совершенно неожиданными гранями, и прекрасно отдирижированный Ньюэллом. Аль Пачино играет свою "вторую типичную" роль — болтливого храбрящегося старика, которого он начал играть, как только его "первая типичная" — дьявол во плоти — перестала пользоваться былым спросом. Джонни Дэпп по словам НГОО "играет на территории Пачино и держит круговую оборону", что, в общем, недалеко от истины. Удивительно, но настроение и драйв почти во все сочные сцены фильма вносят второстепенные персонажи. Майкл Мэдсен в этом фильме чудо как хорош, легко переигрывая всех, с кем оказывается в кадре, а Энн Хэч тянет на себе все сцены "нормальной" немафиозной жизни Джозефа Пистоне, отыгрывая за них двоих с Дэппом. Вообще, именно этот фильм показывает, что она на самом деле актриса, а не исполнительница "женских ролей" в фильмах типа "шесть дней, сколько-то там ночей".
В общем-то, это всё было вступление, но после такого начала я уже не стану сильно задерживаться на сюжете. "Донни Браско" — это история первого в истории агента ФБР, внедрённого в мафию, по каковой причине это и едва ли не самая известная история. Джозеф Пистоне — молодой агент ФБР, бывший морской пехотинец, соглашается на предложение поработать под прикрытием несколько месяцев с целью попытаться внедриться в мафиозную структуру Нью-Йорка. В итоге эти несколько месяцев затягиваются на шесть лет, после чего Пистоне всех сдаёт, и ещё пять лет затем ездит по судам и даёт показания, а затем исчезает по программе защиты свидетелей (мафия, кстати, до сих пор неуклонно повышает ставки оплаты тому, кто его сдаст).
Внедряется Пистоне (выбравший себе имя Донни Браско) через мафиози средней руки Лефти с исполнении Аля Пачино, находящегося в подчинении у Сонни Блэка (Майкл Мэдсен) — территориального босса Бруклина. Над Сонни в свою очередь есть ещё "Большой Босс", но, в прочем, это рассказывать бесполезно — смотрите фильм, а лучше, читайте книгу Пистоне, она в этом плане познавательнее.
Ньюэлл в качестве движущей машины истории берёт взаимоотношения между Донни Браско и Лефти, которые за то время, что Пистоне работает под прикрытием, становятся чуть ли не родственными душами. И естественно, в конце вся эта нехуёвая драма становится у Джонни Дэппа посреди горла немым укором самому себе: и хули ж это я на смерть отправил своего друга (практически родственника) который в париже на сельскохозяйственной выставке за пачку варенья и бочку печенья какую-то медальку и пятьсот баксов премии?! В общем, ужас-ужас.
В действительности, Пистоне ненавидел Лефти, сдал всех, с кем работал, будучи Доней Браской, без сожалений, и на вопросы типа "а не жалко ли вам тех, кого из-за вас в мафии убили свои же" отвечал "все члены мафии когда-то сделали свой выбор".
Так о чём это я всё? Ах да, Экслер — мудак. Ну да это и без моей рецензии было очевидно.