Знаменитый испанский придворный живописец, портретист, популярный в Старом и Новом свете офортист и гравюрист Франсиско Гойя вынужден приложить все усилия, чтобы вызволить из застенков католической лубянки свою очаровательную натурщицу Инесс, пойманную с поличным: она отказалась есть свинину, а стало быть, является иудейкой (почему не мусульманкой?). Франсиско как раз работал над портретом епископа Лоренцо, по собственной инициативе возглавившего новый крестовый поход против нехристей-соотечественников, и потому привел святошу в дом Инесс, где отец девушки, богатый и влиятельный бывший еврей, устроил показательный процесс — тот же самый "допрос", которому подвергаюся иноверцы и еретики. Не выдержав пыток, Лоренцо ставит подпись под идиотическим признанием, которое кардинально меняет его жизнь… Впрочем, Инесс это помогает мало. Она медленно гниет — сперва в подземелье, потом в дурке…
Вы спросите, причем тут Франсиско Гойя? Хрен его знает. С другой стороны, фильм называется "Призраки Франсиско Гойя"... А вообще надо спросить у классика чешско-американского кино Милоша Формана и знаменитого сценариста Жана-Клода Каррьера, кто тут призраки и где тут Франсиско Гойя. И зачем он вообще здесь.
Я ожидал увидеть что-то масштабное, раскрывающее личность великого художника, вынужденного творить в условиях дремучей средневековой Испании, в то время как по соседству рубят голову монархам, вершатся буржуазные революции, подымает голову гидра либерализма… ну то есть, что-то, хотя бы чуть-чуть приближенное к глубокому и интересному роману Лиона Фейхтвангера "Гойя", а увидел прямолинейный, простодушный, антиклерикальный лубок. Главным героем становится не Гойя, а похотливый Лоренцо. Лоренцо становится героем агитки. Когда его пытают над кухонным столом богатого еврея, он предает церковь, потому что Бог, вопреки ожиданиям, не дал ему сил противостоять боли. Зато когда изгнанного из лона церкви Лоренцо в конце фильма тащат на дыбу, он вовсе не намерен спасать свою шкуру, хотя для этого надо сделать немного: "принять" Бога обратно в свою душу и раскаяться. Типа, проявляет моральную стойкость. А вот с чего взялась такая моральная стойкость — этому никаких объяснений не дается. Просто, дорогие зрители, примите это как факт, как некое таинство.
Однако ж, в фильме есть на что посмотреть. Например, на Натали Портман, которую я не видел со времен "Близости"(2004) и которую не узнал. Так же, пару раз камера пытливо заглядывает в холсты Гойи, а один раз нам даже поведают о технологии изготовления гравюр. Отмечу еще неплохую музыку. Вот и всё, пожалуй.