Рухнул "железный занавес" – и в СССР вместе с американскими сигаретами, шмотками и видеокассетами приехал американский режиссер Деран Сарафьян, чтобы сделать фильм о России. Название "Back in U.S.S.R." позаимствовано у битлов: в их "Белом альбоме" был хит под таким названием, а в 1988 году Пол Маккартни специально для советских меломанов записал пластинку рок-н-рольных и блюзовых каверов, пластинка так и называлась – "Back in U.S.S.R".
В центре криминального (а какого же еще?) фильма Сарафьяна, только недавно выбравшегося из полного забвения благодаря постановке "Смертного приговора" с Жан-Клодом Ван-Даммом, – молодой американский турист, который решает отклониться от безопасного туристического маршрута и позырить на "настоящую жизнь".
Тут же он сталкивается с Натальей Негодой (после "Маленькой Веры" – самой популярной на западе русской актрисой). Она играет девицу, лелеющую мечту стать знаменитой модельершей и свалить из Рашки. Для того, чтоб раздобыть матерьяльчик для своих пошивочных работ, она решается на авантюру. По заказу некоего местного бандита она обкрадывает некоего иностранца, который, в свою очередь, ограбил русского священника – отнял у него икону, старую и, по-видимому, очень дорогую реликвию.
В общем, в фильме "Назад в СССР" показывается товарный путь "США – СССР", а конкретно, как происходит мелкий товарооборот. Из США к нам едут кроссовки, а из СССР в США – иконы. При этом буча происходит невероятная. Сразу несколько преступных группировок дерутся из-за иконы, участвуют даже американские послы, а одного из авторитетов играет Роман Поланский…
Сарафьян, конечно, снял китч (абсолютно в рамках жанра), но без "клюквы"! Более того, он даже залакировал действительность. Например, героиня Негоды осталась на родине, как и икона, из-за которой разгорелся в фильме сыр-бор, а сама Негода уехала в Штаты, где сыграла в паре-тройке второсортных фильмов, и ее карьера надолго прервалась…