Режиссер:
Антон Борматов. Сценарий: Дмитрий Лемешев, Оператор: Игорь Гринякин, Композиторы: Антон Завьялов, Кирилл Горохов.
В главных ролях: Александр Ратников, Иван Фоминов, Григорий Иванец. В ролях: Павел Ерлыков, Дарья Мингазетдинова, Юлия Маньковская, Евгений Березин.
Интересные факты о фильме:
В сценах массовки снимались настоящие хулиганы фанатских группировок "Спартака", ЦСКА, "Зенита", московского "Динамо", которые и в фильме дерутся за те же самые клубы. Также в фильме снялись хулиганы "Торпедо", ФК "Нижний Новгород", "Волги", "Орла" и "Балтики".
Эпизод с футбольным матчем "Спартак" — ЦСКА был снят на настоящем дерби 7 октября 2012 года.
К съемкам фильма приступили в сентябре 2012 года, а завершающий этап работы пришелся на сентябрь 2013.
Александр Ратников, исполнитель роли "Тичера", в детстве хотел стать футболистом и с восьми лет играл в спортивном клубе "Динамо". В фильме ему пришлось играть болельщика "Спартака".
Фанатская группировка героев фильма называется Skullhead Crew. Её прототипом является реальная легендарная спартаковская группировка Flint’s Crew, одна из первых в стране. Некоторые её участники стали соавторами оригинального сценария.Версия для печати
"Околофутбола" — это такой фильм, глядучи который, все время что-то ждешь, но в итоге ничего не получаешь. Точнее, получаешь, но совсем не то, что ожидал.
Хотелось чего-то брутального, причем чтобы эта брутальность закономерно произрастала из унылости повседневной жизни, полностью завязанной на рутине и механическом исполнении каждодневных обязанностей, причем многие из этих обязанностей навязаны не извне — ты сам их себе навязал, потому что не умеешь жить по-другому. То есть, хотелось примерно того, что было в отличной книге Джона Кинга "Фабрика футбола", – человеку нужен не футбол, ему нужны более сильные ощущения, футбол же становится просто поводом размять кулачки и вернуть вкус к жизни.
Фильм 2004 года, снятый по "Фабрике футбола", трудно назвать хорошим. Все, что есть в этом фильме хорошего, схавано в итоге тупым морализаторством.
В фильме Антона Борматова морализаторства нет, но нет и брутальности. Зато дофига московского гламура. Жанр картины определить невозможно. Похоже, это какое-то "околокино", неухоженное поле, покинутый газон, из которого торчат пыльные пучки примитивной мелодрамы, пожухшие ростки проблемного молодежного кино, относительно крепкие стебли buddy-film ("кино о корешах") и т.д. В общем, заросшее сорняками поле. Но все-таки, вроде бы, прямоугольной формы.
Фильм состряпан из всевозможных клише, причем тщательное следование клише наблюдается даже в мелочах: например, футбольные хулиганы подходят к двум игрокам "Спартака", которые после очередного поражения отдыхают в клубе за пузырем виски, пивасиком и неизменным кальяном (по-моему, именно футболисты принесли кальяну всероссийскую популярность; постоянно читаешь в спортивных новостях какую-нибудь сногсшибательную новость, типа "Юрий Жирков в ночном клубе дал покурить кальян своим малолетним детям"). "Еще раз сольете — в Тарасовку к вам приедем. Разговор будет другим" — говорят хулиганы. Уходят, прихватив стаканы "игрочишек" (слово стало мемом, благодаря футболисту по имени Артем Дзюба). "Это кто был?" — спрашивает один игрок другого. "А, забей".
Сразу вспоминается недавняя история с болельщиками "Динамо", которые приехали на базу и постреляли из-за кустов в ленивых футболистов из пейнтбольных ружей.
Но это все постольку-поскольку. Все это только антураж, так же как и матч "Спартак" — ЦСКА (единственный зрелищный момент в фильме, правда, продолжительностью только полторы минуты).
Главным же было показать группировку футбольных хулиганов изнутри. Но и здесь тоже сплошной антураж и фикция. Только уже другой антураж, не "футбольный" или "околофутбольный", а "кинематографический". Потому что лидерами группировки, как по заказу, являются представители трех сословий: работяга из автосервиса, преподаватель истории в университете и, наконец, продюсер. Дескать, вот, дорогие кинозрители, вы не знали, а мы вам сообщаем: хулиганское движение – универсально. Сценарист смело, задорно обобщает. Идтить "стенка на стенку" хочет каждый россиянин, потому что никто из россиян не видит иного смысла в жизни. Идтить хочет каждый, но, ха-ха, не каждого берут, потому что это хорошо организованная, однако же закрытая организация, типа масонской ложи. А вот кабы они стряхнули с себя свою секретность, то тогда б и показали весь свой прозелитизм. Это, собственно, и происходит в финале фильма, когда бойцы "мяса" и "днища" объединяются, чтобы задать жару ментам, опрометчиво вообразившим в очередной раз, что это они главные на празднике жизни, а не простые (и непростые) русские хулиганы.
Но увы-увы, в финале все-таки торжествует государственная власть. Она и ставит точку, эта власть. Зрители неудовлетворенно, но с мыслью "всё в порядке" расходятся по домам.