ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Бойня номер пять / Slaughterhouse-Five (1972)


Бойня номер пять
Средняя оценка: оценка: 4
1972. США. 104 минуты.
Жанр: военный / драма / фантастика.

Режиссер: Джордж Рой Хилл.
Сценарий: Стивен Геллер (по роману Курта Воннегута),
Оператор: Мирослав Ондричек,
Композитор: Гленн Гулд.

В главных ролях: Майкл Сакс.
В ролях: Рон Лейбман, Юджин Рош, Шэрон Гэнс и другие.

Награды:


Александр Руденко: Рецензия на фильм "Бойня номер пять"

Бойня номер пять оценка: 3.5

Добротная адаптация сложного для экранизации романа. Чувствуется ироничный, даже издевательский стиль Воннегута. С хвилософской составляющей — все путём. С киношной — режиссерской, операторской, художественной, монтажной и т.д. — тоже ништяк. Даже стало ясно, какой именно фильм (именно фильм) чуть-чуть перекроил и довел до визуальной крайности и смысловой нелепости Аронофски своим претенциозным пшиком "Фонтан".

А вот актеры, все же, напоминают типажи. Впрочем, трудно, видимо играть в "философской комедии" на стыке жанров военного фильма и фантастики.

Если человек не читал (или читал давным-давно и помнит смутно) роман, то в фильме он увидит как герой "отключается от времени" и случайным образом оказывается то в Германии времен Второй Мировой войны, то в США послевоенного времени, а то и вообще в капсуле на безлюдной планете, куда его засадили инопланетяне, скрасив его одиночество любимым псом, а потом и... — нет, категории вроде "ранее" или "потом" здесь не уместны — порнозвездой его мечты. То есть он не "переносится во времени", не исчезает, как Румфорд из "Сирен Титана" или тот летчик из британского фильма "Бигглз", а именно что отключается от пространственно-временной системы, оставаясь для всех в том времени и пространстве, где он находится, однако сам в то же...хм... время, переживает моменты своей будущей или прошлой жизни. При этом он не похож на человека, который просто "отключился", в смысле, задумался-замечтался... Он "уходит" в другое время на секунды, минуты, часы, но сторонним наблюдателям кажется, что Билли Пилгрим лишь на мгновенье замечтался. Как бы множество тел одного и того же человека одновременно существуют каждый миг настоящего, прошлого и будущего (которое, впрочем, уже свершилось) во временнЫх рамках жизни (скажем, человек прожил 60 лет. Сколько это секунд — столько и тел) и между ними беспорядочно мечется душа. Такие дела.
Кадры из фильма
Фильм просто вынуждает про- или перечитать книгу, и это, безусловно, плюс. Не помню, есть ли в романе персонаж Кэмпбелл — главный герой романа "Мать-Тьма" (который, кстати, тоже довольно удачно экранизирован). В фильме он появляется в смешной "опереточной" военной-форме, гибриде символики США и нацистской Германии, призывая пленных американцев объединиться с нациками в борьбе против коммунистов. А тот профессор из предисловия к роману, который нелогично, агрессивно и взахлеб оправдывал чудовищную бомбардировку мирного Дрездена (там не было никаких военных объектов — до варварской бомбардировки, унесшей больше жизней мирного населения, чем атомная бомбардировка Хиросимы, это был, по сути, город-памятник) тем, что немцы делали из евреев жир на свечи и т.д., удачно вплетен в ткань повествования как сосед Пилгрима по больничной палате.

Из чисто киношных успехов следует добавить впечатляющие сцены в разбомбленном Дрездене, в особенности, впечатляющий эпизод когда из-за нелепицы немцы походя грохнули коменданта группы американских военнопленных, с которым сдружился главный герой. Также невероятно смешна и красиво поставлена продолжительная "аварийная сцена" с женой Пилгрима, спешившей на машине к нему в больницу. Я уж молчу о сцене внезапного появления порнозведы в инопланетном вольере.

Как бы то ни было, по моему скромному мнению, этот фильм не из разряда тех, ремейкизацию которых хочется раз и навсегда запретить. Все-таки, мне кажется, нынче есть народ, способный экранизировать этот роман Воннегута лучше во всех отношениях. Речь не о спецэффектах, конечно. Джордж Рой Хилл все-таки не очень хорошо справился с эпичностью и диким сплавом киножанров. Вспомним, какие фильмы принесли ему успех — "Афера" и "Буч Кэссиди и Санденс Кид" и все станет ясно. Фантасмагории — не его конек. Слишком уж режиссеру хочется простой, приземленной логики, накрутить-навертеть, а потом все увязать и объяснить. Скажем, из эпизода с авиакатастрофой, когда перед вылетом Пилгрим видит в толпе лыжников, которые, после крушения, его спасут, создается устойчивое впечатление, что, по фильму, у героя просто дар предвидения и он действительно, съехав с катушек из-за ужасов войны, грезит наяву. Фильм больше тянет поставить в один ряд с "Лестницей Иакова" и прочими фильмами о послевоенном синдроме, или какими-то фильмами о чудесах разбалансированной психики, чем с фантастикой.

Вот здорово было б, если бы Рой Хилл и Аронофски действительно умели "отключаться от времени", и, где-нибудь на Тральфамадоре, совместно сваять из недостаточно фантасмагорической "Бойни" Хилла образца 1972 года и чрезмерно фантасмагорического подражания "Фонтан" образца 2006 года, вневременной — то бишь классику — фильм!

(22.04.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Крестовый поход Воннегута.

оценка: 4.5

Дмитрий Савочкин всегда писал эту рецензию в воскресенье, 22 апреля 2007 года, с семнадцати до восемнадцати ноль-ноль.

Говорят, что недавно умер Курт Воннегут. Это тот парень, что когда-то пошёл на войну, далеко-далеко от дома, где Гитлер и ещё несколько человек угнетали всех остальных (больше всего евреев), временами даже убивая некоторых (опять-таки больше всего евреев). И этот парень попал в плен, и был отправлен работать на витаминный завод в Дрездене, и жил там в здании бойни с другими такими же заключёнными, и когда Дрезден начали бомбить, он спрятался с другими парнями в бомбоубежище, и выжил. Потом он ещё много чего делал: он поступил в университет, работал в Дженерал Электрик (это такая энергетическая компания), служил полицейским репортёром, работал учителем в школе для умственно отсталых детей, и представителем концерна Сааб (это такая автомобильная компания). И ещё он написал много книг, в том числе и о бомбёжке Дрездена (она называлась "Бойня номер пять или крестовый поход детей"). Так вот, недавно он упал с лестницы и ударился головой. А через несколько дней умер от травмы. Такие дела.

- Неужели ты не понимаешь, что всё это не имеет значения? — спрашивает она меня, — неужели ты думаешь, что всё, что ты пишешь, вот эта рецензия, например, — что хоть кто-нибудь когда-нибудь её прочитает? Какое это может иметь значение, здесь, на Тральфамадоре?
Я повернул голову, и посмотрел на неё.
- Неужели ты думаешь, что это действительно имеет какое-то значение? Какую-то ценность? — не унималась она.
- Нет, — ответил я, — я просто всегда писал эту рецензию, сколько я себя помню.

Джордж Рой Хилл подошёл к экранизации романа в лоб: он просто взял и перенёс на экран текст Воннегута. Настолько точной экранизации, и в то же время, настолько изящной, умело обходящей все невизуализируемые моменты, я давно уже не видел. Хилл умудрился практически не обращаться к классическому стилю экранизации повествовательных книг: с бубнящим голосом автора на заднем плане. Я бы, например, едва ли нашёл способ перенести на экран историю, в которой событий происходит меньше, чем собственно полёта мысли рассказчика, иным способом, чем через закадровый голос. А Хилл нашёл. Невероятным напряжением мышц съёмочной группы он всё время летает туда-сюда, то в прошлое, где герой находится в германском плену, то в (условно говоря) настоящее, где герой проживает свою дальнейшую жизнь, женится, заводит детей, растит их и с трудом строит взаимоотношения со своим сыном, терпит катастрофу самолёта, затем нелепую гибель жены, и остаётся в своём доме, чтобы рассказать миру о том, что всё, что происходит, происходило и будет происходить всегда, и ты всегда можешь путешествовать взад и вперёд по своей жизни, и единственное, чему тебе надо научиться — это получать удовольствие от всего хорошего, что есть в твоей жизни, и игнорировать всё плохое, что в ней есть; наконец, в (опять-таки, условно говоря) будущее, а точнее параллельное настоящее — ибо всё происходящее есть просто параллельное настоящее, где герой вместе со знаменитой порнозвездой (или кто она там?) похищен жителями планеты Тральфамадор, которые наблюдают процесс зачатия и воспроизводства новой жизни.

Вообще, Джордж Рой Хилл — хороший режиссёр. Не смотря на то, что он снял всего несколько картин, многие из них вошли в анналы (вот ненавижу это выражение — войти в аннал, что-то всё же есть в нём от порнофильмов, в которых снималась девушка, оказавшаяся вместе с главным героем на планете Тральфамадор после похищения) мирового кино. "Буч Кессиди и Санданс Кид" — один из самых знаменитых классических вестернов, среди прочего, упомянутых в романе Ричарда Баха "Иллюзии", как пример истории, которую человек хочет пережить от начала до конца. Потом в честь персонажа этого фильма ещё и фестиваль назвали. А "Афёра" в своё время так и вовсе всех порвала, заложив основы для развития современного интеллектуального боевика. Жаль, что снимать Хилл прекратил в конце восьмидесятых. А в 2002 он умер.
Такие дела.

Ключевая сцена фильма — собственно сцена бомбардировки Дрездена, подана просто и незаметно, практически так, как она изображена у Воннегута. Он ведь сам не видел, как падали и рвались бомбы. Он просто зашёл в бомбоубежище в городе Дрездене, рядом с бойней, носящей пятый номер. А потом, когда взрывы на поверхности прекратились, он вышел оттуда вместе с теми, с кем он был в бомбоубежище. И увидел, что города, из которого он зашёл в бомбоубежище, больше нет. Он, Воннегут, есть. Бомбоубежище есть. А города нет. От него стались лишь руины, и кучка военных, пытавшихся погасить пожары — хотя, признаться, трудно сказать, зачем они это делали.

Я уже достаточно долго на Тральфамадоре, и ещё достаточно долго буду здесь находиться, чтобы уверенно вам сказать: мы ничем не отличаемся от тральфамадорцев. Нам нечего стыдиться. Единственное, в чём они в действительности превзошли нас: это в отношении к жизни. Как говорят англичане "пока жизнь нам не нравится, она проходит".
Чёрт, я всегда подозревал, что англичане — переселенцы с Тральфамадора.

Воннегут работал над своим романом двадцать лет. Среди прочего, он отчаянно пытался выяснить, что стало причиной бомбардировки Дрездена. Была ли в этом хоть какая-то реальная военная необходимость? Ему ответили, что это военная тайна. А он всё не унимался. Дрезден был открытым городом, там не было ни концентрации войск, ни военных производств, это был просто красивый старый город. Который в результате чудовищного налёта превратился в руины. Помню, в книге был хороший момент, когда герои стояли на дороге возле Дрездена и всё ждали, когда оттуда будут идти беженцы. А из города никто не шёл. Вообще. В фильме этого эпизода нет, впрочем, там есть много других сильных мест.

- Неужели ты не понимаешь, что всё это не имеет значения? — спрашивает она меня, — неужели ты думаешь, что всё, что ты пишешь, вот эта рецензия, например, — что хоть кто-нибудь когда-нибудь её прочитает? Какое это может иметь значение, здесь, на Тральфамадоре?
"И правда" — думаю я, — "я же знаю, что всё равно я перестану писать эту рецензию через десять секунд. Ведь уже шесть часов".

(22.04.2007)

Версия для печати


Феликс Зилич: тральфмадорианину больше не наливать

оценка: 3.5

Курту Воннегуту этот фильм очень понравился. Он сказал, что перед ним самая адекватная экранизация его прозы. Лучше бы он этого никогда не говорил. Если раньше мы еще предполагали наличие у этой книги какого-то эпического величия, то теперь уже точно в нее не верим.

Литература XX века породила целый пласт литературы про людей, которые вернулись с войны. В принципе, подобная литература существовала всегда, но, только очутившись на хлебах созревшего экзистенциализма, она смогла в полной мере ощутить собственное величие. С момента своего появления на свет экзистенциалисты искали ответа на вопрос “почему” и ответ “из-за войны” оказался для них универсальной панацеей от всех бед.

Военный экзистенциализм развивался от года к году, принимая все новые и новые формы. Военный экзистенциализм образца 1970 года — это без всякого сомнения “Бойня номер пять” …Но, пардон, вам не кажется, что мы живем с вами в 2007 году и что-то на планете явно изменилось?

Не буду говорить за всех, но Бойня Номер Пять — уже давно вчерашний день. Даже “Лестница Иакова”, на которой мы выросли, тоже вчерашний день. Что же день сегоднящний? А фиг знает. Уж явно не фильм “Живой”.

(24.04.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: