Малобюджетный фильм об экипаже космического корабля, который направили к Европе, спутнику Юпитера. Международную экспедицию снарядила частная компания, что сразу же напоминает о Mars One. Организаторы ожидают получить результаты бурения льда на Европе. Ученые надеются, что подо льдами окажется вода, самым смелым предположением является возможность обнаружения микроорганизмов. Однако обнаруженное людьми в условиях жесткой радиации и необъяснимого поведения льдов оказывается весьма неожиданным. Все снято очень дешево, и главным является не развлекательный элемент, а скорее демонстрация героизма ученых, которые готовы жертвовать жизнями ради результатов. Мой идеал фильма про космос, в котором должна быть только кабина и данные сканеров, почти достигнут.
Кроме того "Европа" — фильм с одним из самых обескураживающих актерских ансамблей, что я видела. Командира корабля Розу играет девушка из первого выстрела "новой румынской искренности" — это она помогала делать аборт в "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Мунджиу. Инженера играет Микаэл Нюквист из экранизации Стига Ларссена "Мужчины, которые ненавидят женщин". Двух других ученых изображают ледяной маньяк Руди из "Декстера" и главный герой "Района 9". Русского океанолога играет Каролина Выдра из "Доктора Хауса". Вместе с типичной для малобюджетной фантастики загадочностью этот чумовой актерский винегрет создают странное впечатление, которого вполне достаточно, чтобы запомнить фильм. Постоянно ждешь, что "Руди" съедет с катушек и начнет всех убивать, но фильму присуща поразительная интеллигентность и сдержанность.
Нельзя сказать, что "Европа" поражает, но сделана она интригующе, а отсутствие истерик в среде астронавтов и абсолютный минимализм приятно украшают фильм. Самое страшное, что есть в космосе, — это абсолютное одиночество. В космосе нет еды, нет воды, нет кислорода, и поэтому любой исследователь оказывается полностью зависим от того небольшого запаса снаряжения, которое он имеет. Любая поломка корабля влечет за собой массу проблем и, скорее всего, гибель. Страшно думать о судьбе колонистов проекта Mars One, когда вся их жизнь зависит от передач с Земли и хрупких скорлупок, когда нет никакой возможности самообеспечения. Но если в большинстве фильмов на эту тему акцент делается именно на страх, то в "Европе" ученые, даже сталкиваясь с массой неполадок и необъяснимых результатов, больше всего думают о том, как оптимизировать исследование при меньшем количестве ресурсов, насколько далеко они должны зайти сами, чтобы компенсировать недостаточные результаты зондов и так далее. Люди здесь прежде всего исследователи, перед которыми поставлена задача, невозможная для всего остального человечества. Поэтому их личные страхи и цена их собственной жизни отходят на второй план. Мне такой подход кажется гораздо более правильным, чем демонстрация бесконечных склок внутри экипажа.
Концовка "Европы" тоже доставляет, хотя предыдущее путешествие кажется несколько невнятным, как будто герои находятся в полусне.