В главных ролях: Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Сильвия Хукс. В ролях: Дональд Сазерленд, Филип Джексон, Дермот Краули, Кируна Стамелл.
Награды: David di Donatello Awards — лучший фильм, режиссер, композитор, художник, костюмы, David of the Youth. Синдикат итальянских киножурналистов — лучший фильм, продюсер, композитор, художник, монтаж, костюмы..
Интересные факты о фильме:
На месте вымышленного чешского ресторана Night and Day, который показан в конце фильма, на самом деле находился ресторан Pivnice u Milosrdnych (закрыт с 03.08.2013). Надпись с названием ресторана можно видеть, когда Олдман заходит внутрь (буквы просвечивают с наружной таблички и видны поэтому зеркально). Часы с правой стороны входа на самом деле являлись логотипом пива Gambrinus. Логотип вымышленного ресторана над входом также изображен поверх логотипа Gambrinus. При этом на стеклах логотип пива не стали маскировать.Версия для печати
Как-то так неожиданно вышло, что Джузеппе Торнаторе стал ведущим современным итальянским режиссером. Во всяком случае, он единственный из современных итальянских режей, которого назовет любой кинолюбитель. Как минимум несколько его фильмов фигурируют во всевозможных топах, составленных кинозрителями. Это "Малена", "Легенда о пианисте", недавно к ним присоединилась картина "Лучшее предложение". Еще кто-нибудь, может, вспомнит Роберто Бениньи, но и то – по доброй памяти о фильме двадцатилетней давности "Жизнь прекрасна". Других итальянцев мы не знаем. Да и никто не знает. С легкостью может создаться впечатление, что в Италии кино больше не снимают. Может, оно действительно так, кто его знает. Где ты, легендарная студия "Чинечитта"? :) По твоим павильонам нынче бродят лишь сиротливые, но величественные призраки Феллини, Антониони, Висконти… :) А итальянские продюсеры находят деньги лишь для совместных франко-итальянских проектов с французскими режиссерами, да спонсируют голливудские блокбастеры…
"Лучшее предложение" — новый фильм Торнаторе. Первые две трети фильма – сплошная интрига. Первый час необычайно плодотворен в плане вовлечения зрителя в действие. Джеффри Раш играет опытнейшего оценщика антиквариата, вероятно, лучшего в мире. Он проводит аукционы. Но он не просто оценщик и аукцыонщик, он также подлинный ценитель искусства. К делу он подходит с душой, то есть, иначе говоря, регулярно следует собственным корыстным интересам. В его роскошной квартире есть тайная комната, защищенная не хуже банковских закромов. Это настоящая сокровищница, в которой собраны шедевры живописи. И всё – сплошные подлинники!
Фильм сделан в жанре психологического триллера. Герой Раша, Вергилий Олдман, – очень пожилой и очень одинокий человек, к тому же с небольшим психическим расстройством: он боится прикасаться к посторонним предметам, поэтому никогда не снимает перчаток. Кстати, эта болезнь мне известна. Моя сестра училась в педиатрическом институте, и у нее был одногруппник, который ходил в столовку со своими столовыми приборами, всегда носил перчатки, а ежели вдруг где-то свои перчатки забывал или терял, то, перед тем как открыть дверь, непременно протирал дверную ручку носовым платком. Как-то раз, гуляя осенью на даче вдоль железнодорожного полотна, он поскользнулся и сверзился в канаву с холодной водой. Добрая тетка в оранжевом жилете помогла ему выбраться, отвела в свой станционный домик и напоила горячим чаем. Короче, чувак, позабыв о безопасности, напился чаю из чужой кружки и оказался в реанимации. А все почему – потому что всю жизнь бессознательно ослаблял собственный иммунитет!
Так вот, Вергилий сталкивается с молодой женщиной, у которой заскоки похлеще. Точнее, он сталкивается не с ней, а с ее голосом. Клер звонит, сообщает, что ее родители умерли, так что она хочет оценить всё антикварное добро, которое годами собиралось в их особняке. Сама Клер не покидает собственной комнаты, поскольку страдает тяжелой формой агорафобии. В подвале особняка Вергилий находит пару запчастей от старого андроида конца 18 века, который считался утраченным, и определяет эти запчасти как подлинные. Мгновенно учуяв, что он может раздобыть ценнейшую вещь, Вергилий соглашается провести оценку хозяйкиного добра. Но вскоре Клер начинает интересовать его ничуть не меньше, чем андроид. Он пленен ее загадочностью, ее интеллектом, а потом – и ее красотой. Теперь он предпримет все усилия, чтобы избавить Клер от болезни.
Элегантный, мастерски сделанный фильм, напоминающий романтические триллеры Хичкока. Сделан фильм по старинке, то есть, по-честному, без нелепых сюжетных вывертов, предназначенных поразить воображение юного зрителя, слишком невнимательного для того, чтобы усмотреть в подобных вывертах что-то неестественное. Автор постоянно дает зрителю зацепки, чтобы финал выглядел органичным. С одной стороны, такой подход импонирует, с другой – делает фильм предсказуемым: расклады становятся очевидными как раз-таки после первого часа сплошного нагнетания интриги.
Посмотрел фильм режиссера Торнаторе про собирателя картин. Фильм хороший, но, к сожалению, одноразовый. Из тех, фишка которого в финальном твисте, настолько сильном, что прочие достоинства меркнут на его фоне. Если смотреть фильм, подозревая подвох, то финальный твист очевиден — поэтому ЛЮБОЕ описание фильма будет казаться спойлером. Впрочем, любой хороший твист задним числом кажется очевидным, так что, может, и не спойлер. Самый главный спойлер я уже открыл, ничего существеннее сказано не будет.
Вообще, мне кажется, с развитием интернета и home video времена фильмов с твистами прошли. Это имело смысл, когда люди ходили в кинотеатр и не знали, чем закончится фильм, поход в кинотеатр был каким-никаким, а событием. Теперь, когда одну и ту же картину можно просматривать и пересматривать, к тому же в интернете о каждом фильме миллион информации, смысла в таких вещах уже нет. То есть, есть смысл, но только когда твист так сильно не выпирает.
В данном случае еще финальный твист очень сильный только в воображении режиссера, потому что лично я, даже не зная, что тут будет этот твист, догадался не только о его наличии, но и о том, в чем он заключается, еще за сорок минут до конца фильма. Что уж говорить о тебе, мой искушенный читатель! Так что мой спойлер на такой уж и ужасный. С другой стороны, когда я говорил о фильме с простыми людьми, не кинокритиками, подходящими к просмотру, так сказать, с открытой душой, для них, этих простых людей, финальный твист действительно являл собой некоторую неожиданность.
Во вред фильму идет еще и его явная неторопливость. По моему мнению, фильм ничего бы не потерял, если бы его темп был раза в полтора живее. Это легкое неуважение к зрителю, который уже обо всем догадался (я тут даже не только про твист), а ему пережевывают одно и то же еще полчаса. Возникает диссонанс между динамическим, в принципе, сюжетом фильма, и его вялым воплощением на пленке. Для твиста это тоже неполезно.
Я так непропорционально много говорю о твисте, потому что, мне кажется, в замысле фильма он очень важен. Впору вешать плакат: "Не уподобляйтесь ДЬЯВОЛИЦАМ! Не лишайте удовольствия ваших друзей, которые могут проявить интерес к этому фильму. Не рассказывайте им то, что вы видели. Спасибо вам от их имени". А в остальном фильм очень неплохой. В начале неоднократно ощущался некоторый саспенс и тайна, не примитивный саспенс, что вот крадется кто-то с ножом, а жертва не знает, а какой-то "саспенс" более высокого порядка, семантический, что ли (слово не совсем верное). Короче, этой атмосферой "саспенса" вполне можно наслаждаться, мне очень понравилось. Опять же, с поправкой на то, что я не знал, что твист наличествует, и фильм для меня притворялся чисто романтической историей.
Ну и, вообще, если резюмировать: очень хороший фильм практически со всех сторон (из минусов только — некоторая безжизненность и отсутствие атмосферы) — и кадрики клевые оператор выстраивает, и актеры хорошо играют, и музыка прет, и монтаж уместный — если бы не была такая ставка сделана на твист, к тому же предсказуемый. Это несовременно, старик! Это все убивает. А в 1970-е годы этот фильм тоже не пошел бы, потому что слишком длинный для того времени и для предлагаемого сюжета.
Вёрджил Олдман – немолодой уже аукционист, вся жизнь которого состоит из долгой процедуры выбора перчаток поутру, осанки, стиля и сдержанного юмора при объявлении лучшего предложения на торгах. Нет, ещё из любования своей коллекцией – редчайшим собранием женских портретов, утаянных, уведённых, скрытых от посторонних глаз, подлинных шедевров, названных подделками или каким-то иным образом полученных в обход прямых аукционных правил.
Жизнь Олдмана размерена и подчинена простому и строгому ритму. Он живёт для того, чтобы его дни и ночи складывались в его жизнь, которая представляет собой словно арифметическую формулу. И вот однажды в его жизни появляется голос в телефоне. Голос женский, алогичный, слегка истеричный, и вообще лишь по дикому стечению случайностей немедленно не забытый. И с этого момента жизнь пожилого аукциониста начинает стремительно меняться.
Торнаторе – волшебник. Один из последних могикан, владеющих магией настоящего кино – когда вроде бы ничего не происходит, во всяком случае сложно вспомнить что-то конкретное, но невозможно оторваться от экрана. Я вообще – если вы не заметили – итальянское кино, мягко говоря, недолюбливаю. По мне, так в основной своей массе это сильно перехваленое самолюбование баловней судьбы с сомнительным талантом. Лишь Пазолини и Торнаторе примиряют меня с итальянским кино, как явлением.
"Лучшее предложение" — это изящное упражнение в жанре нежанровыми средствами. И упражнение, сданное Торнаторе на пять с плюсом. Каждая новая сцена фильма умудряется интриговать – раз за разом, и градус интриги, незримое напряжение от смутного ощущения наебалова, возрастает и возрастает до самой развязки. Не смотря на довольно банальный сюжетный ход (я с лёту могу вспомнить пяток картин, построенных по похожей схеме), Тонаторе умудряется сделать это по-своему. Его жанр лишён жанровых клише, и главное – лишён жанровой морали.
[Далее в тексте могут быть спойлеры]
Рой (персонаж Николаса Кейджа) в "Великолепной афёре" был наёбан, в общем-то, по той же схеме, что и Вёрджил в "Лучшем предложении", но "Великолепная афёра" всё же оптимистичная картина. Деньги – всего лишь деньги, и потеряв всё, потому что он хотел спасти свою несуществующую дочь, Рой переосмыслил свою жизнь, и построил её заново, на этот раз поместив в самую её сердцевину не деньги, а семью.
Олдман же теряет всё. Фильм завершается его долгой прогулкой по рыночной площади в Праге, и затем одиноким обедом в странном несуществующем пражском ресторане. "Я жду кое-кого", — говорит он официанту, но он пиздит. Никого он не ждёт, и никто не придёт к нему. Он остался у полностью разбитого корыта. (Конечно, эту концовку можно трактовать и как открытый финал – что он, мол, остался ждать свою любовь, и рано или поздно дождётся её. Но мне всё же кажется, что это передёргивание – если вся любовь изначально была коварным планом, и каждое действие было продумано, то не было никакой любви, одна лишь ложь. И сколько бы Олдман не упорствовал в своём желании – он никогда больше не встретит Клэр – или как там ещё зовут на самом деле?).
Торнаторе жесток, он не даёт герою второго шанса. Единожды построив свою жизнь на высокомерии, лжи и перманентном истеричном страхе – нельзя перестроить её заново на каком-то другом, более прочном фундаменте. И открытие, совершаемое его героем – понимание того, что где-то есть совсем другая жизнь, настоящие, искренние человеческие чувства – остаётся лишь далёкой нереализуемой мечтой.