Режиссер:
Георгий Кропачев, Константин Ершов. Сценарий: Георгий Кропачев, Александр Птушко, Константин Ершов (по одноименному рассказу Н. В. Гоголя), Операторы: Виктор Пищальников, Федор Проворов, Композитор: Карэн Хачатурян.
В главных ролях: Леонид Куравлёв. В ролях: Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко, Петр Вескляров.
Прекрасная экранизация "страшного рассказа" Николая Василича Гоголя, в которой ухвачена за хвост неуловимая "жар-птица" – литературный стиль Гоголя, то есть то, что никому ухватить обычно не удается (вторым таким исключением, пожалуй, является А. Баталов и его "Шинель").
Самые замечательные сцены – сцены в семинарии, на дворе, на рынке, в богатой повозке, в которой везут философа Брута отпевать панночку. Эти сцены задают тон: простонародный, пьяный, веселый, смешной. А рядом с бесхитростными шутками, простецким общением – народная мистика, переходящая в индивидуальное столкновение героя с подлинным ужасом. Здесь стоит отметить великолепную игру Куравлева.
Этот первый (и, по мнению большинства, единственный) советский фильм ужасов на голову превосходит любые зарубежные аналоги того времени, но только в плане "будничного" антуража. Как только дело доходит до главной локации – церкви, где Хома Брут отпевает по ночам панночку-ведьму, а та регулярно оживает, – начинается непорядок.
Я смотрел "Вия", наверное, раз пять. Всё вроде бы сделано классно – облеты камерой церкви, гроб, долбящий невидимую стену, нечисть, ползущая из всех углов. Правда, ПОДЛИННЫЙ ГЕРОЙ фильма, Вий, сделан беспонтово, – а ведь это подлинный герой, ключевый персонаж.
Немножко подумав, я пришел к выводу, чего мне не хватает в этом фильме.
Тьмы. Землистости. Вий (странное, но конкретное имя) вылез из глубин земли. С него комьями должна валиться грязь. Все, что было в нем человеческого — опало, и двое грязных бесов должны поднимать вилами его веки.
Знаменитый Александр Птушко, будучи куратором проекта и постановщиком спецэффектных сцен, снимал по привычке детскую сказку, в которой всё должно быть явным. Он, конечно, очень далек от нынешних голливудских "мастеров", которые умудряются снимать хорроры и фантастику так, что в 90 процентах кадра абсолютно ничего не видать (яркий тому пример – "Чужой против Хищника 2"), там на экране вместо жутких образов – сплошной засвет. Но ведь нельзя же и рубить сплеча: "позовите Вия" – и вот тебе Вий, стоит, раскачивается, создание из "пещеры ужасов" чешского Луна-парка, можно разглядеть эту куклу во всех мельчайших подробностях.
Короче, вся нечистая сила в "Вие" – слишком светла, слишком явна, слишком зрима. И это, на мой взгляд, большой фейл.
Второй фейл — карикатурная церковь, где осела нечисть. Карикатурные иконы, кругом театральная паутина, — трудно представить себе, что набожный папаша панночки допустил бы подобное...
В то же время понятно, что "подлинный" фильм ужасов снять в СССР было невозможно. Но если бы было возможно, интересно, смогли бы это сделать Георгий Кропачев и Константин Ершов?