Режиссер:
Франсуа Трюффо. Сценарий: Франсуа Трюффо, Жан-Луи Ришар, Хелен Скотт (по роману Рэя Брэдбери), Оператор: Николас Роуг, Композитор: Бернард Херрманн.
В главных ролях: Джули Кристи, Оскар Вернер. В ролях: Сирил Кьюсак, Антон Диффринг, Джереми Спенсер.
Интересные факты о фильме:
Роль Гая Монтага должен был сыграть Теренс Стэмп. Льюис М. Аллен говорил, что Стэмп отказался от роли, так как посчитал, что Джули Кристи затмит его (вскоре они сыграют вместе в картине "Вдали от безумной толпы").
На роль Монтага также приглашали Пола Ньюмана, Жан-Поля Бельмондо, Шарля Азнавура и Питера О`Тула. Говорят, также Монтгомери Клифт отказался от этой роли.
Среди сожженных книг можно обнаружить произведения Рэя Брэдбери — "Марсианские хроники" и, собственно, "451 по Фаренгейту". Трюффо сжег в фильме свои самые любимые книги. Продюсер иронично отмечал, что, возможно, Трюффо сам и бросал их в огонь.
Франсуа Трюффо, уже не как критик, но как состоявшийся режиссер поехал в Англию и сделал там экранизацию Брэдбери "451 по Фаренгейту". Сделал, не зная толком английского языка. Это неведенье сбивало с толку всю съемочную группу, кроме Джули Кристи, которая знает французский. Но видно, что работал Трюффо с энтузиазмом. Вероятно даже весьма заразительным, потому что, например, композитор Бернард Херманн, сотрудничающий с кумиром Трюффо – Альфредом Хичкоком, написал для фильма отличный саундтрек (пожалуй, саундтрек – лучшее, что есть в этой картине).
Фильм Трюффо трудно оценивать, потому что он устарел. Для того же, чтобы воспринимать его как метафору, в нем слишком яркие образы: очень уж запоминается красная пожарная машина со старомодными пожарными на борту, которые несутся по вызову не для того, чтобы потушить пожар и спасти добро добропорядочных граждан, а для того, чтобы распотрошить квартиру, вытащить из нычек книжки, свалить их в кучу и ритуально сжечь.
В фильме описывается будущее, где книги под запретом, поскольку побуждают в людях ненужные страсти, причиняют им огорчения и беспокойства, словом, ведут к той внутренней неудовлетворенности, которая порождает свободомыслие.
Зато разрешен зомбоящик – телевизор с идиотскими телешоу.
Мы живем в подлинно иезуитские времена, когда книги запрещать не нужно (хотя их тоже запрещают, я имею в виду два направления: 1). выпиливанье торрентов 2). составление списков "экстремистской литературы").
Фильм выглядит устаревшим не только из-за антуража. Ошибочен взгляд авторов, направленный в далекое или не очень далекое будущее. Ведь человек сам зомбироваться рад. Ведь это человек выбирает телешоу, а не телешоу выбирают его. Ничего не надо запрещать. Запрещать бесполезно. Надо предоставить альтернативу. Видеоигры, блокбастеры и комеди-клаб – это альтернатива интеллектуальной (да и почти любой другой) литературе. Большинство всегда выберет первое. Усилия, которые предпринимает власть законодательная и исполнительная (пожарные) в данном фильме ничего не стоят по сравнению с теми усилиями, которые власти предпринимали бы, если бы вдруг захотели привить своим гражданам хороший вкус и любовь к чтению!
Воистину невероятен подвиг главного героя фильма, превратившегося по доброй воле из пожарного в любителя чтения…