Если верить уикипедии, то у нас на Экранке имеются рецензии на все фильмы, в которых фигурируют диббуки — еврейские демоны, вселяющиеся в людей. Вот эти фильмы: "Серьезный человек" братьев Коэнов, "Нерожденный" Дэвида Гойера и "Шкатулка проклятие" Оле Борнедаля. Четвертым стал "Дибук" 1937 года, который мы сейчас и рассматриваем.
В 30-х годах фильмы об экзорцизме (изгнании бесов христианскими, мусульманскими, иудейскими и прочими священниками) были настолько редки, что я навскидку ни одного не могу припомнить. Жанр "хоррор" вообще находился тогда в зачаточном состоянии, поэтому смотреть "Дибук" как фильм ужасов без слез невозможно.
Но "Дибук" и не является хоррором в прямом смысле этого слова. Будучи экранизацией пьесы С. А. Ан-ского, писателя и этнографа, причем, судя по всему, экранизацией дословной, фильм содержит в себе тщательное описание всяких там еврейских ритуалов и состоит, в целом, из теологических рассуждений и бытовых зарисовок. В основу же сюжета положена старая байка о молодом и довольно ученом человеке, который влюбился в барышню, а ту решили выдать за другого (хотя давным-давно существовал договор между отцами девушки и парня). Отчаявшись, чувак призвал на помощь сотону, продал ему душу и скончался. После смерти он вернулся с того света, как и прочие души людей, преждевременно откинувших копыта. Неупокоенные души бродят по миру и тревожат, в свою очередь, покой живых. Парнишка же вернулся как демон, диббук, поскольку продал душу сатане. Он превратился в беса и вселился в свою возлюбленную. Та стала одержимой, и еврейская община решила изгнать беса. Это интригующее событие отложено на финал, да и сама тема с диббуком поднимается лишь во второй половине фильма.
"Дибук", конечно, станет серьезным испытанием для современного зрителя, привыкшего, что в фильмах об экзорцизме ужос начинает нагнетаться с первых кадров...
Весьма необычный артефакт для кино тридцатых — еврейское кино, одновременно мистика на тему вселения злого духа в человека. Фильм рассказывает о еврейской общине и двух мужчинах, заключивших соглашение, что их дочь и сын обвенчаются. Однако один из них меняет свое решение, когда пара уже влюблена, девушку собираются выдать за другого, и несчастный отвергнутый еврей продает душу Сатане. В начале фильма нам говорят о том, что большинство актеров погибли, автор пьесы тоже не увидел киновоплощения. Кроме этого и некоторой дозы этнографии похвастаться "Дибуку" совершенно нечем. Более того — подавляющее большинство, если не все актеры тридцатых, даже не будучи евреями, уже давно скончались. Вот это поворот. В "Дибуке" нет ни изысканных визуальных решений, ни потрясающей воображение актерской игры. Для тех, кого не интересуют разговоры евреев о боге, их обычаи или исполняемые актерами песни, "Дибук" может даже быть весьма раздражающим, ведь история начинает разворачиваться ближе к концу, а фильм немаленький — два часа.
На мой взгляд, "Дибук" — это еще одна из старых диковин, про которые гораздо интереснее фантазировать, чем смотреть. Единственная сцена, которая мне показалась интересной, это танец девушки и смерти, выражающий отчаянье.
Дмитрий Савочкин:
Изгоняющий дьябука, или "Дорогая, разве ты не видишь, что я считаю деньги"
Два чувства боролись во мне во время просмотра этого фильма: скромный бытовой антисемитизм, свойственный каждому нормальному человеку, и агрессивный буйный антисемитизм гитлеровского толка. Пытаясь сделать нелёгкий выбор между ними, я обратился к морали, и с удивлением обнаружил, что второй вариант кажется нравственно более предпочтительным. Он честнее, чёрт возьми.
Ну а как, КАК можно нормально относиться к нации, представители которой занимаются тем, что целый день торгуются и считают деньги (по крайней мере, именно так изображает занятия одного из них – кстати, раввина, если я правильно понял, то есть священнослужителя – эта картина). Пока он торговался, его дочь успела вырасти (и он ещё так пафосно рассказывал "я вырастил из неё честную девушку…" тьфу! Да ты деньги всё время считал, нихуя ты не вырастил!) и влюбиться в молодого человека, которому была предначертана судьбой. Но он – раввин – же реальный пацан! Его зять должен быть реально богат! (Ну ладно, здесь я готов сделать поблажку – подобная хуйня была свойственна всем без исключения народам на определённом историческом этапе). И вот он уже приводит нас к ужасному финалу…
Поразительно, но авторы, как и всякие реконструкторы и защитники мирового наследия, находят всё, что они видят в этом фильме умилительным. Блять, еврейская культура! Блять, этнографическая экспедиция! Блять, весь цвет польского еврейская с миру по нитке делал эту картину! И они призывают нас, так сказать, поучаствовать. Анский даже, говорят, в Петербурге собирался свою пьесу поставить. Ну и на какую реакцию он рассчитывал? Как евреи не могут понять, что всё это цадикодрочерство противно всем, кроме них? Никто не находит это интересным. Никто не находит это трогательным. Никто не думает, что подсчёт денег целыми днями – это такая охуенная культурная традиция, которую надо непременно передать потомкам, ибо так говорил Шломо, ой-вэй.
Ещё одна забавная деталь – что самобытные и ниибически древние евреи говорят на немецком языке. По крайней мере, именно немецким мне казался идиш, на котором говорят персонажи, первые полчаса просмотра, пока я не услышал первое не-немецкое слово. Оставим рассуждения о том, чем вообще думают люди, живущие в окружении, скажем, русских (или украинцев) и говорящие на своём языке, подозрительно напоминающем немецкий (да ещё и считающие деньги целыми днями). Зададимся вопросом – чего вообще представляет из себя ниибически древняя еврейская культура, если свой язык они позаимствовали у немцев?
Ну и ладно. Про евреев поговорили, можно немного и о фильме. "Дибук" по пьесе Анского – вероятно, первое в мировом кино изгоняние нечисти (может и не первое, читайте рецензии других авторов, они лучше разбираются). История сильно растянута (реально фабулу тут можно было уложить в стандартный метраж "байки из склепа"), но сюжет хорошо сбалансирован и довольно драматичен (тут присутствует даже жёсткая концовка!). В общем, фильм всем хорош, кроме того, что такие вещи не нравились Адольфу Алоизовичу. Удивительно, как эта картина вообще дожила до наших дней.
Поражался с вами нерасторопности фашистов Дядька Димка.