Режиссер:
Филип Мартин. Сценарий: Питер Моффат, Оператор: Джулиан Курт, Монтаж: Тревор Уэйт, Художник: Клэр Кенни, Композитор: Николас Хупер, Продюсер: Марк Пибас.
В главных ролях: Энди Серкис, Дэвид Теннант. В ролях: Ричард Маккейб, Патрик Кеннеди, Джим Броудбент, Дональд Самптер, Джоди Мэй, Люси Коу, Ребекка Холл, Антон Лессер и пр.
Второй раз за короткое время посмотрел фильм в эпистолярном жанре, вновь претендующий на историчность (и такой же дурной). В первый раз нам показывали переписку Ганди и Гитлера, в этот раз мы видим переписку Эйнштейна и Эддингтона.
Сценаристом выступил Питер Моффат, который вообще специализируется на безумных или ученых — он писал сценарии для фильмов про Доктора Кто, Шерлока Холмса и Стивена Хокинга. (Казалось бы, при чем тут Шерлок Холмс — но см. статью.)
Эйнштейна играет Эдди Сёркис, которого я запомнил по ирландскому фильму про безнадежно больного мальчика, он там играет какого-то тоже человека науки, психолога, что ли, танатолога. Вообще запоминающаяся внешность у человека, правда, совершенно не эйнштейновская, создатели фильма приклеили ему усы, надели жилет на белую рубашку, и типа чувак на Эйнштейна сразу стал похож, ага.
Но это ладно. Главное, сделали какого-то странного Эйнштейна, психологически и исторически не похожего на настоящего. Например, очень смешно у него проходит научная работа. Эйнштейн пишет-пишет свои какие-то формулки, и только поставив последнюю точку, понимает, что он только что написал и восклицает, например, "ага". Ага. Это примерно как поэт пишет стихотворение, и, только дописав последнюю строчку, понимает, о чем он только что написал. Я искренне смеялся в этом месте. Это, в общем, показывает, как люди думают об ученых, жалкие людишки!
В каждом персонаже показана одна его главная черта и одна второстепенная, только в Эйнштейне и Эддингтоне, пожалуй, по три черты (две второстепенных), а в проходных ролях всего одна черта. Это очень удобно, сразу понятно, где главный персонаж, а где второстепенный. Например, Макс Планк любит немецкий милитаризм и науку (наука на втором месте), Альберт Эйнштейн в первую очередь пацифист, потом любит науку, потом женщин (в фильме он даже трахается, изменяя жене). Артур Эддингтон в первую очередь хочет разобраться в теории Эйнштейна, во вторую он латентный гей, в третью он тоже пацифист. Ну и так далее, все эти свойства не имеют исключений: например, выбирая между пацифизмом и наукой, Эйнштейн в первую очередь всегда выберет пацифизм, а Макс Планк всегда, наоборот, немецкий милитаризм и т.д. От всего этого персонажи несколько однообразны и несколько предсказуемы.
Сюжет фильма следующий! Планк зовет Эйнштейна из Швейцарии в Берлин, он бросает жену с детьми и едет в Германию делать науку. Тем временем очень удачно для сюжета начинается или готовится Первая Мировая война, и в Англии Эддингтону поручают разобраться, что такое написал Эйнштейн. Эддингтон сначала довольно плохо во всем разобрался, но потом разобрался хорошо и захотел проверить СТО (специальную теорию относительности) экспериментально — в траектории Меркурия есть некоторая неправильность, и он хочет знать, что об этом думает Эйнштейн. А Эйнштейн как раз в кризисе, который выражается в том, что он бросил жену ради двоюродной сестры и т.д., и все время срется с ура-патриотичными немцами. Письмо Эддингтона помогает ему выйти из кризиса, и его расчеты полностью совпадают с эмпирической неправильностью в движении Меркурия. Да, все это время остальные англичане и немцы не одобряют переписку Эддингтона и Эйнштейна, у них у всех происходит личная жизнь, Эйнштейн шокирует всех тем, что водит свою девку в мужской клуб и трахается прямо в аудитории, а Эддингтон спасает немецких лавочников в Лондоне. Потом все дело усугубляется тем, что на войне погибают сыновья главного английского учоного и Макса Планка (главного немецкого учоного), а также друг Эддингтона, которого он любил вовсе не платонической любовью. Но для Эддингтона наука превыше всего, к тому же он видит, что для Эйнштейна пацифизм превыше всего — воистину счастливый союз! И через пять лет Эддингтон с большими трудностями (бюрократическими из-за войны и физическими) доказывает искривление света (кстати, сценаристы зачем-то тупо исказили исторические события — типа, сохранилось на самом деле 16 фотопластинок, а не восемь, и т.д. — зачем нужна эта ложь, просто непонятно) — а Эйнштейн буквально просыпается знаменитым.
И как апофеоз всей лжи — в этот момент он фотографируется с высунутым языком, знаменитая фотография, которая на самом деле была сделана на в 1919-м, а в 1951-м году, на 32 года позже. Все, не могу больше.