"Кулаки в карманах" – эталонный артхаус в самом настоящем, буквальном смысле этого слова. Обязательно добавлю: в положительном смысле этого слова (что редкость). Возомнившему себя режиссером Марко Белоккьо никто не давал денег на съемку этого фильма, кроме его семьи. Он и снимал-то фильм в семейном доме. В доме, зависшем на склоне горы, на каком-то небольшом участке.
Попробую сравнить "Кулаки в кармане" с каким-нибудь известным литературным произведением. Самым удачным будет сравнение с романом другого дилетанта, Эмили Бронте, "Грозовой перевал".
Оба произведения переполнены агрессией и неподдельной злобой, впрочем, несколько завуалированной.
Но оба произведения сделаны так, что невозможно оторваться.
Белоккьо рассказывает историю о семье. Там: слепая мать, покорившаяся судьбе. Старший сын: хороший сын, но средних талантов, но все-таки поставщик какого-никакого бабла для семьи, заботливый. Младший брат: лет 23-х, эпилептик, сумасшедший. Сестра лет 23-х: слишком привязанная к семье, тоже сумасшедшая.
Младший брат, чувствуя, как тяготит бытие его старшего брата, начинает (ради собственной прихоти) помогать ему избавляться от груза проблем. То есть, от родственников.
Фильм запросто мог бы превратиться в фарс, очередную черную комедию, в какой-нибудь гиньоль, но Белоккьо волшебным образом превращает сюжетную канву во что-то реалистическое, в очень пронзительное, откровенное зрелище. В фильме невероятно выдержаны паузы (притом фильм никогда не становится занудным). Ты полностью проникаешься странной жизнью персонажей фильма и ни в чем не видишь подвоха.
Еще иногда фильм наполняется занятной пустотой – вроде как нарисованного воздуха в известной картине Саврасова "Грачи прилетели". Например, в прозрачность комнаты младшего сына приходит деревенский мальчик. Дело в том, что младший сын подтягивает деревенщину по грамматике и прочей школьной херотне, а также — по собственной инициативе — исправляет в дневнике оценки. Взамен деревенщина вынужден выполнять странные просьбы младшего сына: например, пробежаться, как бы так ни при чем, по веранде и дословно описать, что там делает сестра младшего сына, да в какой позе сидит. Неточность описания светит – вместо исправления плохих оценок на хорошие – заливанием чернилами всего табеля, а сам ребенок останется при этом виноватым, потому что якобы невпопад дернул на себя скатерть.
Фильм очень круто снят! Я вас программирую на эту оценку!
Если же сравнивать – по итогам – "Кулаки в карманах" с "Грозовым перевалом", то я не могу сказать, какая была заложена идея в фильме Белоккьо. Либо я эту идею не уловил, либо она слишком ужасна, либо слишком нелепа, чтобы я ее запомнил. Мелодраматическая фабула Бронте, вполне стандартная, конечно, запоминается гораздо лучше. Поэтому и "Грозовой перевал" знают все, а "Кулаки в карманах" — единицы.
Но только попробуйте сказать, что "Кулаки в карманах" не крутой фильм!