Пересмотрел "Генералов песчаных карьеров", этот хит советского кинопроката. На сей раз фильм показался очень слабым. Он и раньше-то, когда я смотрел его впервые (в 1991 году), не произвел большого впечатления, но теперь, после "Города бога", "Пишоте" он выглядит совсем бедно.
И, конечно, главная проблема фильма в его бессюжетности. В фильме нет движущей идеи, способной протащить зрителя от начала до финала, да так, чтобы он не смел вздохнуть. Фильм слишком иллюстративен. В нем мало что происходит, режиссер Холл Бартлет пытается завоевать сердце зрителя экзотикой, а также разжалобить его, изображая несчастную жизнь бразильских беспризорных детей, вышвырнутых на обочину жизни. Общие планы (город, по которому шныряют подростки) сменяются крупными планами шныряющих подростков. Фильм дробится на куски, и как экранизация он никуда не годится. То и дело выныривают новые персонажи, типа добросердечного священника, чтобы, многообещающе покрасовавшись в кадре, свалить напрочь из фильма... Неудивительно, что самым запоминающимся в этом фильме становится музыка, что и подтвердил успех песни "Марш рыбаков", которая превзошла успех непосредственно фильма.
Из всех эпизодов, на которые разваливаются "Генералы песчаных карьеров", самой трогательной и симпатичной для меня является сцена, где беспризорник, отправившийся в качестве приманки в богатый дом, проникается комфортом, а самое главное, ненаигранным душевным теплом, которое проливают на него богатые хозяева, потерявшие сына и, кстати, словно пришедшие сюда из какой-нибудь бразильской "мыльной оперы". Но парню надо предать новых "родителей", обокрасть их и вернуться в свою стаю...
В общем и целом, "Генералы песчаных карьеров" — весьма спекулятивная мелодрама, как говорится, морально устаревшая и слабопригодная даже для того, чтобы вызвать ностальгические чувства.