Награды: 4 "Оскара" — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, актриса (Дж.Коннелли). 4 "Золотых глобуса" — лучший фильм в жанре "драма", лучший сценарий, лучший актер (Р.Кроу), лучшая актриса (Дж.Коннелли). 2 BAFTA — лучший актер (Р.Кроу), лучшая актриса (Дж.Коннелли). Американский киноинститут — актриса года (Дж.Коннелли). Broadcast Film Critics Association Awards — лучший фильм, режиссер, лучший актер (Р.Кроу), лучшая актриса (Дж.Коннелли). Satellite Awards — лучшая песня, лучшая актриса второго плана (Дж.Коннелли). Гильдия режиссеров США — лучший режиссер. Гильдия сценаристов США — лучший адаптированный сценарий. Гильдия актеров США — лучший актер (Р.Кроу). ASCAP Film and Television Music Awards — лучшая музыка..
Интересные факты о фильме:
Джон Нэш действительно получил Нобелевскую премию, но не один, а вместе с коллегами — Рейнхардом Селтеном и венгром Яношем Харсаньи. Более того, основателем "Теории Игр" стал другой венгр — Янош Ньюман. Нэш отличился тем, что сумел применить положения "теории игр" в мире бизнеса.
Режиссерское место изначально предписывалось Роберту Редфорду, но его не устроило расписание съемок.
Джон Нэш (которого в фильме играет Рассел Кроу) был приглашен на съемочную площадку, чтобы помочь актерам достовернее сыграть свои роли. Рассел Кроу позднее признался, что был восхищен тем, как Джон совершает движения руками, и попытался проделать то же самое в ходе съемок.
Джона Нэша мог сыграть Том Круз.
Гарвардские сцены на самом деле были отсняты в Манхэттенском Колледже.Версия для печати
К выходу тематического номера Экранки, посвященного "Коту Шредингера", пересмотрел "Игры разума". Это один из редких (редчайших) фильмов про математиков, что, конечно, говорит о том, что
а) режиссеры не шарят в математике б) продюсеры и хозяева киностудий отлично шарят в математике
То есть, режиссерам снимать фильмы про математиков неинтересно, поскольку эта тема им беспредельно чужда (гуманитарии, хуле), а кинобизнесмены, те, кто привык считать деньги, понимают, что вложение бабла в фильмы про математиков – слишком рискованное предприятие. Ну какой интерес для среднего зрителя представляет мир цифр?
Конечно, "Игры разума" был рискованным проект. Особенно учитывая его бюджет, равный 70 миллионам долларов.
Однако же фильм стал настоящей бомбой, собрав превосходную кассу свыше 300 миллионов долларов и получив 4 премии "Оскар", в том числе как лучший фильм года. По сей день он является единственным биографическим фильмом о "представителях точных наук", которому удалось достичь такого феноменального успеха.
Если приглядеться внимательно, то понимаешь, что фильм был обречен на успех изначально. При этом его героем мог стать как математик, так и физик, или какой-нибудь лирик.
Начнем с очевидного. С Рассела Кроу. Первое десятилетие ХХI века было не только эпохой "Властелина колец" и "Гарри Поттера", но и эпохой Рассела Кроу. Только что прогремел "Гладиатор". Всем было интересно, как Кроу проявит себя в диаметрально противоположной роли. Между бойцом древнего Рима и современным интеллектуалом, лауреатом Нобелевской премии, как говорится, пропасть. Кроу сыграл отлично, хотя, конечно, несколько смущает его комплектация: трудно поверить, что нерд-математик может быть таким накачанным бугаем (причем, когда он сутулится — это не особо бросается в глаза, но в фильме есть один неудачный кадр: Кроу в футболке грустно лежит в кровати, и здесь он похож на борца, переевшего на ночь стероидов).
Постановщиком ленты был назначен опытнейший холливудский режиссер Рон Хоуард, принадлежащий поколению, которое было взращено Лукасом и Спилбергом.
Биографические ленты всегда пользовались зрительским успехом, но у "Игр разума" есть несколько преимуществ, которые позволили фильму достичь Очень большого успеха.
Если бы фильм повествовал только о том, как Джон Нэш сидит в Принстонском университете, разрабатывая новые математические теории, и в конце концов достигает успеха, то зритель, поначалу очарованный антуражом, вскоре бы заскучал. Ему бы быстро надоели старые университетские здания, напоминающие что-то сказочное, из легенд, ну или по-крайней мере, из "Гарри Поттера"; осточертели бы эти интеллектуалы высшей пробы, а то и эксцентричные гении, испещряющие непонятными знаками не только бумагу, но и оконные стекла, и проводящие массу времени в уютных кабаках, где они клеят баб, используя свои математические выкладки, — наглядный пример для слабообразованного зрителя, для чего нужна математика. В конце фильма, когда Нэш достиг бы заслуженного признания, зритель немного порадовался бы за него, потому что все любят смотреть истории об успехе, настигающем тех, кто упорно трудится. Это классическая фишка американского кино (в первую очередь американского), – на таком приеме выстроена масса картин, причем некоторые из них, например, "Джерри Макгуайр", откровенно доведены до китча.
Подобным образом выстраиваются добротные биографические фильмы, снимаемые для телевидения, но Голливуд обязан предложить массовому зрителю нечто большее, – то есть, зрелище, аттракцион под названием "американские горки".
Поэтому картина несколько раз меняет направленность, и каждый раз авторы используют новые фишки.
Опубликовав свою диссертацию, Джон Нэш начинает профессиональную карьеру. В то же время его приглашают в Пентагон. Фильм превращается в параноидальный триллер с уже своим антуражом: "холодная война", русские шпионы, шифрование данных. Для стандартного биографического фильма такой поворот кажется весьма неожиданным, и это освежает ленту.
Потом Нэш женится (снова возврат к традициям "биографического кино"), но его биография, так сказать, уже отравлена жанром "шпионского кино".
И тут следует новый поворот: оказывается, Нэш болен шизофренией. Никаких русских шпионов, везущих в Штаты портативную атомную бомбу, не существует. В этой части фильма, сделанной как психологическая драма, авторы рассказывают нам умильную историю о классических семейных ценностях и преданной жене Нэша (Дженнифер Коннелли), – зритель любит такие истории, – но самое главное, здесь начинается третий этап Борьбы Нэша.
На третьем этапе Нэш борется со своим недугом, и такие истории зритель любит более всего (вспомним, сколько слез и соплей вызвала французская картина "Бабочка и скафандр").
В конце концов Нэш побеждает цифры (получает мировое признание – Нобелевскую премию) и свою болезнь (усилием воли и ума приструнивает свои галлюцинации).